Вглядитесь в этот образ XVII ве­ка — Киккскую икону Богоматери. Мы видим мастерски написанные лики Богородицы и младенца Христа — мягкие, теплые, светоносные. Они исполнены кротости и смирения. Изображение не так условно, как на иконах Рублева или Дионисия, более телесное, осязаемое, объемное. И в то же время мы понимаем, что на иконе изображен горний мир.

Это и есть живоподобие — уникальный стиль русского искусства. Его создал царский изограф Симон Ушаков. Многие годы он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты.

«Живоподобное письмо»: что это такое?
Киккская икона Божией Матери, 1668

Ушаков не был революционером. Напротив, он хотел вернуться к древним традициям православного искусства. Слово «живоподобие» мы встречаем в трактате иконописца Иосифа Владимирова.

Владимиров порицал современных ему мастеров за то, что они пишут «темновидные» лики, в то время как первые образы Христа и Богоматери были «светообразными» и «живоподобными».

Ушаков стремился выразить евангельские смыслы, передать облик Христа, Богоматери, святых, исходящий от них Божественный свет. И образы действительно получались живыми. Мастер работал в очень сложной технике. Он накладывал множество слоёв полупрозрачной темперы, добивался объема, сияния и особой гладкости образа — на иконах совсем не видно движения кисти.

У Симона Ушакова, как главы иконописцев Оружейной палаты, было много последователей — и в столице, и за её пределами. Наиболее талантливыми среди них были Кирилл Уланов и Тихон Филатьев.

В эпоху Петра I живоподобную манеру начало теснить академическое письмо. Сейчас имя Симона Ушакова, не столь известно, как имена Рублева и Дионисия. Между тем его наследие стоит изучить всем, кто любит русскую иконопись.

0
0
Сохранить
Поделиться: