В доме у Николая Широкого живут ангелы. Они уютно расположились на карнизе в большой светлой комнате, в кухне устроились на полке с чаем и кофе, а в мастерской… А в мастерской ангелы просто повсюду. Здесь, среди станков, стамесок и молотков, запаха воска и льняного масла из деревянных заготовок рождаются ангелы.
Первых своих ангелов Николай сделал лет шесть назад. Сделал и подарил друзьям – один улетел в Питер, другой – к знакомому врачу из Москвы, а третий – к однокурснице из Иванова. Есть еще один ангел, с рыбкой. Его он подарил Наташе. Это сейчас они муж и жена, а тогда они просто познакомились на очередной выставке. Эти ангелы были совсем не похожи на нынешних – они были плоскими и над головой у них не было нимба. «Самое смешное было, - рассказывает Николай, - что я представлял себе, что это как ангелы, но у меня не хватало смелости сделать к ним нимб». Как-то сосед Серафим Филиппович, заглянув к Николаю, увидел необычные фигурки: «Что это такое?» – «Ну, вот ангелы такие». Он говорит: «Ну, это крылатые человеки. У ангелов нимбы обычно».
Николай и не думал, что его увлечение перерастет в дело, что ангелы займут все его жизненное пространство. Просто так получилось, что раньше он делал их по чуть-чуть по просьбе друзей и знакомых, а сейчас делает только их, потому что все, кто хоть раз видел эти симпатичные фигурки, рассказывают об этом своим друзьям. И стало много заказов. Кто-то заказывает подарок к Новому году или Рождеству, кто-то друзьям на свадьбу или венчание, кто-то просит ребенку в больницу, кто-то просто на память.
Николай Широкий живет в Мураново уже много лет. Художник-авангардист, выпускник ВГИКа, Николай работал в мастерской кинорежиссера-документалиста Владимира Михайловича Кобрина. Это были годы напряженной, творческой работы. Вместе с друзьями они создавали особое, «кобринское» кино, о котором Николай вспоминает с восторгом: «Это очень рукодельное, очень комбинированное кино, сложные кадры. И если обычное кино снимается 7 минут за смену, то здесь снимается всего 20- 30 секунд. Это высший пилотаж изобразительного искусства».
После смерти мастера Широкий создал свою студию, где делал фильмы, свои и на заказ. В 2006 году, вспоминает он, был сделан удивительный фильм, который назывался «Полк, смирно». В архивах нашли фотографию 1903 года, размером 60 сантиметров на 1 метр, на которой больше тысячи человек. «И мы совместно с режиссером Борисом Лизневым сделали фильм, одним кадром, на 26 минут. Просто панорама с рассказами о судьбах этих людей: письма солдат, письма офицеров, письма родственников. Мы сделали это за три месяца. Это просто бомба какая-то». А потом что-то не заладилось, заказы перестали приходить, и студию пришлось закрыть, вспоминает Николай.
И Николай сбежал из Москвы. Семье удалось купить в Мураново дом, большой деревянный, недостроенный. «Мне не очень сложно было перестроиться, потому что на студии у Кобрина или у себя я тоже сидел безвылазно, с утра до вечера. Здесь оказалось тоже самое, только не в Москве, а в лесу. В этом смысле жизненная перестройка была не такой уж великой. Если тебе есть чем заниматься и тебя не отвлекает ничего, то все равно, где это будет. И только прожив здесь восемь лет, я жалею о том, что не переехал раньше».
Все в доме надо было делать собственными руками – двери, окна, мебель. Пришлось вспомнить все, чему когда-то учился. Люди смотрели и удивлялись – все, что делал Николай, было не так, не по правилам, но работало: дверь, которая не рассыхается; табуретка, у которой не отламываются ножки; и удивительный стол, на который, кажется, боязно что-либо поставить. Стол этот, огромная столешница которого лежит вместо ножек на больших деревянных книгах, был сделан в подарок сыну, и можно сказать, стал визитной карточкой Николая. « И это класс. И есть новые идеи. Потому, что хочется сделать то, что интересно. Потому что ты сам горишь и вот этот огонь, этот трепет чувствуется в работе»… Ну а потом в жизни Николая появились ангелы.
Первые ангелы были сделаны из сосны. Это те самые, плоские, простой формы и без нимба. Потом в ход пошло все, что попадется под руку: кто-то из соседей отдал яблоню, кто-то грушу, кто-то вишню. Сосед, Николай Ефимович, распилил как-то старую березу, притащил к Николаю: «Забери у меня там 5 или 7 пней, они такие красивые, жалко их в печку. Ты художник, ты придумаешь, куда их пристроить». Из Таджикистана привезли грецкого ореха. Из Томска шлют насквозь прокрашенное по особой технологии дерево красного и зеленого цвета, совершенно незнакомый парень из Курска шлет мешками кленовые капы.
Сотрудники службы доставки смеются: «Что это вам дрова шлют мешками из разных городов?» И любой кусочек, любая щепочка, любое поленце идет в дело. Дерево, оно очень красивое. Главное – присмотреться. Из этого крылья получатся, из этого тело, из этого ноги. «Иногда видишь такое красивое дерево и думаешь: вот я хотел бы что-то сделать, но даже не знаю пока, что ты с ним буду делать. Потому, что оно само по себе красивое - просто кусочек отрезал и на стенку повесил. Ну а если из него что-то еще и сделать…»
Ангелы, которые выходят из рук мастера, неповторимы, по-своему уникальны, каждый со своим характером. Поворот головы, ноги, крылья, нимб – характер проявляется в процессе работы, и никогда заранее не известно, чем это закончится. Главное – наблюдать за материалом. Это он диктует, какой ангел родится, каким он будет – маленьким или большим, грустным или веселым, с распахнутыми крыльями или задумчивый - настолько они все разные. Смотришь на них и понимаешь, что действительно у каждого человека есть свой ангел, который дожидается в мастерской мастера.
А Николай уже смотрит дальше: вот надо на Троицу что-то сделать, с березками. «И уже придумываешь, чтобы это было не за уши притянуто. Потому, что фантазировать хочется в рамках традиции. Если и нарушать ее, то не сильно». Так появляются новые образы: ангел с книгой или со звездой, ангел с трубой и даже со скрипкой, может быть ангел с земным шаром, с домиком, с сердцем. Некоторые идеи вынашиваются долго, целый год можно ходить и думать и никак не хватит отваги решиться. А некоторые задумки с ходу идут в дело.
Ангелы, которых делает Николай Широкий, - художественные, плод его творческого воображения и, поэтому, конечно, не соответствуют, традициям и канонам их иконописного изображения. Это долгое время смущало мастера. Но однажды его фигурки увидел известный пастырь, протоиерей Сергий Правдолюбов, и они настолько понравились ему, что он забрал все, что тогда были. «У меня столько детей и столько внуков, что мне хоть будет кому чего дарить». Эти слова батюшки сильно поддержали Николая, придали уверенности.
Два года назад, в мае 2017 года у Широких случился пожар. Пока приехали пожарные, мастерская, она стояла неподалеку от дома, сгорела дотла, огонь перекинулся на дом… Сгорело все – станки, инструменты, деревянные заготовки, верхний этаж дома. У Николая опустились руки. В трудную минуту его поддержали близкие – жена Наташа, соседи, друзья. Через два дня после пожара Николай у соседа в подвале уже опять что-то пилил, резал, строгал. Бросили клич в социальных сетях. Огромное количество людей откликнулось, совершенно неожиданно.
«Очень, очень много людей откликнулись на мой крик о помощи. Кто-то стал заказывать ангелов, кто-то присылал деньги. И неважно было уже, 20 рублей это на валерьянку коту или 50 рублей на гвозди. Присылали и по 10 тысяч и по 50». По совету друзей обратился в фонды «Предание» и «Старость в радость», они помогли на краудфандинговой платформе «Планета.ру» открыть сбор денег.
Николай до конца не верил, что что-то получится. Однако необходимые деньги удалось собрать за два месяца. Прошло два года, продолжается восстановление дома и в планах строительство новой мастерской. Новая мастерская будет точно такая же, только поменьше. Пока она не построена, Николай оборудовал рабочее место в доме, продолжает работать. Ангелы, выпущенные из его рук, все так же улетают к людям, ведь у каждого человека должен быть свой ангел.
Фото и текст Владимира Ештокина
| Читайте также:
Ангелы: девять чинов. Инфографика