Ребенок боится играть со сверстниками, на детской площадке бегает один, на развивающих занятиях стоит у стеночки и, пока к нему не обратится педагог, не проявит инициативы. Что делать родителям? Как социализировать застенчивого ребенка?

Отвечает Евгения Андреева, психолог, научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

Чтобы как-то корректировать ситуацию, важно понимать, чем она вызвана. Классификация, которую я предлагаю, условная, но она поможет родителям сориентироваться.

Вариант первый. Ребенок боится вступать в контакты из-за того, что сама обстановка воспринимается им как тревожная, таящая опасность. Например, он боится агрессивной реакции по отношению к себе или того, что окажется в неприятной ситуации, из которой не сможет выйти достойно. Поэтому он не чувствует себя уверенно. Тогда важно заранее проговорить с ним возможное развитие ситуации.

Предлагая ребенку, допустим, пойти поиграть с Петей, мы порой не задумываемся, что дети часто не понимают, как это сделать. Так что нужно быть конкретными и оговаривать простые вещи: «Подойди и скажи Пете: "Давай поиграем" или: "Давай дружить". Или, например, можно обратить внимание ребенка, как увлеченно дети играют вместе, они веселые, им хорошо. Чтобы он понаблюдал, сориентировался и определил эту ситуацию для себя как комфортную.

Можно сказать: «Я рядом, и, если вдруг что-то произойдет, ты меня позови, и я сразу приду».

Вариант второй. Родители не раз объясняли ребенку, как себя вести, что правильно, а что нет. Он очень хочет вести себя правильно, но боится сделать что-то не так, он скован, ему неловко, и это может выглядеть как застенчивость.

Иногда родители очень жестко формируют тот образ, которому ребенок должен соответствовать. Ему, например, говорят, что надо быть вежливым. Ребенок играет с игрушкой, а потом подходит другой ребенок и забирает ее. Он не знает, что ему делать, как быть вежливым в этой ситуации. И начинает чувствовать себя скованно. Ведь ему не сказали, что надо делать, как быть вежливым, если с тобой обошлись по-хамски.

Маленькому человечку необходима поддержка. Если ребенок пытается как-то разрешить ситуацию, важно обратить на это внимание: «Смотри, как у тебя здорово получилось, как ты все уладил». Нужно обязательно отметить все, что ребенок делает хорошо, что у него получается, — даже в мелочах.

Следующая причина застенчивости — это потребность в любви, в симпатии у детей. Например, ребенок боится, что его не примут, он не понравится, его выгонят, не захотят играть, или он будет спрашивать, а  ему не ответят.

Тогда нужно привести примеры развития ситуации. Допустим, так: «Иди, поиграй с Петей, а если он не захочет играть, ничего страшного — можно будет подойти к кому-то еще. Ты тоже можешь играть не со всеми, а с кем хочешь, это нормально и естественно». И ребенок уже не будет бояться отказа, а с другой стороны, не побоится сделать что-то «не так», поступить невежливо, раз родители считают, что он может не играть с тем, с кем не захочет.

Случается, что родители начинают давить на застенчивого ребенка, стараясь его переделать. Понятно, что результат будет противоположным, ребенку в таком случае кажется, что он не нравится таким, какой он есть.

Застенчивость можно исправить, когда мы понимаем, чтó за ней стоит, и стараемся подержать ребенка в том, чего ему не хватает, чтобы быть смелее. При этом, разумеется, нужно быть реалистами, и, если  ребенок явно на что-то не способен, не стоит уверять его, что он может все. Нужно объяснять, что какие-то вещи у него получаются, какие-то нет, — и это нормально.

1
0
Сохранить
Поделиться: