В «Фоме» вышла публикация о том, почему Адам и Ева были изгнаны из рая. Статья предназначена для чтения с детьми, но, когда поделился ей у себя в блоге «Вконтакте», под записью развернулся вполне взрослый и серьезный разговор — и я хотел бы им поделиться. А начался он с комментария к этому фрагменту статьи:

«Адам и Ева сами отравили себя грехом, когда поддались на уговоры сатаны. И не лучше ли было милосердному их Отцу удалить их из рая — подальше от Божественного света, которого они теперь не могли перенести?»

| Читайте статью целиком:

Адам и Ева: что случилось с ними в раю?

Читательница Наталья спросила: «В каком месте Писания сказано об этом? Если ни в каком, зачем пишете это? Понятно, что наказание было очень суровое. Но так его не оправдывают».

Вот что я ответил: «Там, где описывается, что они начали от Бога прятаться и стали говорить с Ним безо всякой искренности и раскаяния. Их поведение и ответы выдают невозможное для райской жизни обособление от Бога, новое и трагическое состояние Адама и Евы после вкушения плода. Им вроде бы стыдно, но стыдятся они вовсе не того, чего следовало бы. И им не совестно перебрасывать вину за нарушение заповеди друг на друга, на змия, да и на Самого Творца. Такие перемены к знакомому нам, эгоистическому поведению, самооправданию при совершении греха, перевод внимания на поступки ближнего мимо собственного согрешения — это уже совершенно не райское состояние. Тут обычное для нашей жизни в падшем мире, знакомое всякому из нас тягостное, бедственное состояние, которое максимально удаляет от Бога, не дает быть с Ним и у Него. Для них — и это видно прямо из 3-й главы Библии — пребывание в раю уже никак не блаженное, и Бога они не слушают, не слышат. Связь нарушена; катастрофа произошла, любви с их стороны нет».

Наталья: «Не могу согласиться. Они заболели грехом, их сознание и воля исказились, нарушился баланс духа, души и тела, изменилась психика. Но это никак не свидетельствует о том, что им стало невыносимо в раю. На земле, куда их изгнали, им стало гораздо невыносимее: там их ждали холод, лишения, необходимость защищаться от ставшей враждебной среды. В раю для них не было таких условий даже после грехопадения. И после изгнания из рая они и даже их сыновья, такой как Каин например, напрямую разговаривали с Богом.

Почему Бог прогнал их из рая, сказано и в самом Бытии:

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Бог выгнал их, чтобы они не обрели вечную жизнь, вкусив от древа жизни, оставшись в раю. Это же прямо сказано в Писании. А не потому, что их жизнь в раю стала невыносимой после грехопадения. А вам все хочется оправдать суровые решения Бога, что Он выгнал их, так как смилостивился над ними, ибо очень невыносимо стало им в раю после грехопадения.

Если бы после грехопадения они стали жить вечно, то навсегда бы остались грешными. И что хоть в раю, хоть не в раю, положительного смысла в такой вечной жизни не было бы».

Мой ответ: «Последнее предложение, считаю, ключевое. И между нами нет противоречия.

Грех, который проявился сразу же по вкушении плода, привел к ужасным последствиям. Читая последовавший в тот момент диалог с Богом, мы с Вами словно оказываемся посреди дурной коммунальной квартиры или семьи, где супруги утратили любовь друг ко другу. И остаться им в Царстве Божием (не уважая и не слушая Бога)... Я не понимаю, как это возможно и что бы из этого получилось. Если бы люди спохватились, нашли бы в себе силы сразу покаяться, то, возможно, сохранилась бы надежда на иной исход. Ведь Творец не просто так задавал Свои вопросы. Как после будет пытаться достучаться до совести Каина, после первого убийства. Но нет, слишком сильный дух противления и самооправдания во всём. Как будто в один момент вместо рая отношения людей превратились в подобие плохой коммунальной кухни или рассорившейся семьи, где каждый обвиняет другого. В этом смысле, грех — объективная и очень страшная беда. С которой надо сознательно пытаться бороться. Тогда и на падшей земле можно начать стяжание мирного духа, воссоединение с Богом и обрести первые плоды. Но ко греху (мне кажется) часто относятся неправильно, узко и при том очень снисходительно, не желая признать степени бедствия, какое в нем содержится. Хочется всё время оправдать себя и осудить другого. В общем-то, обычное и в этой обыденности опасное и драматическое состояние. И много думаю об этом, особенно в виду того, что недоволен собой и не умею бороться со своими страстями и грехами. И тревожусь, глядя на себя.

Что же касается сурового решения Господа... Тут важно помнить, что решение касается и Его Самого. Что Спаситель придет (уже пришел!) в этот самый падший мир, разделит с людьми все скорби, подвергнется гонениям, пыткам и казни через распятие. Именно для того чтобы люди смогли наконец войти в Царство Божие. Решение изгнать из рая имеет последствия не только для нас самих, но и для Самого Бога, Который готов пострадать за нас, но ищет способ спасти.

Вечная тема...

0
0
Сохранить
Поделиться: