Адам и Ева: что случилось с ними в раю? – Православный журнал «Фома»

Адам и Ева: что случилось с ними в раю?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Когда мы попадаем куда-нибудь, где очень красиво, где нам особенно хорошо, что мы говорим? «Какое райское место!» Или даже так: «Здесь просто рай!» А что такое рай? Его можно найти на карте? И почему, если мы знаем, что в раю хорошо, мы сейчас не там?

Цветущий сад любви

Адам и Ева: что случилось с ними в раю?

Библия рассказывает нам, что в незапамятные времена Бог создал первого человека — Адама. А потом отправил его... куда? На землю. Верно. Но — куда «на землю»? В пустыню? В непроходимые леса? В топкие болота? В расщелины высоких гор?..

Нет, Господь так любил Своё творение, что специально для Адама насадил на земле прекрасный сад и огородил его, чтобы Адаму было там хорошо, безопасно, сытно и тепло. Туда Бог и поместил Адама. Мало того, Бог поручил первому человеку возделывать этот сад, то есть ухаживать за ним. Господь сделал Адама главным в райском саду и ответственным за всех его обитателей.

А что, кстати, это были за обитатели? И как выглядел райский сад?

Представим: прекрасные деревья, цветущие и благоухающие, и одновременно — увешанные спелыми, сладкими плодами. Зелёная свежая трава. Цветы всех форм и расцветок. Птицы с переливающимися на солнце перьями и мелодичными голосами. Чистая река, протекающая через весь сад, а в ней — прекрасные блестящие рыбки...

Среди деревьев гуляют звери. Вон — лиса... А это — заяц... А там, смотрите, вытянул шею жираф!.. Обливает себя чистой речной водой слон. Белки прячутся в ветвях... Скачет среди деревьев прекрасная лань... А рядом — полосатый тигр. Не бойтесь! Тигр не тронет лань! Медведь не нападёт на зайца! Крокодил не укусит пришедшего на водопой ягнёнка! Все звери в раю живут мирно, в любви и согласии.

Найдем рай на карте!

«Ну-у-у... Это сказка какая-то! — скажете вы. — Или этот рай находился где-нибудь не на земле, а на небе. А деревья и звери, наверное, были не настоящие...» Нет, самые настоящие! А место, где находился райский сад, в Библии указано настолько точно, что его и сейчас можно примерно указать на карте. Ищем реки Евфрат и Тигр. Теперь ищем Персидский залив. Вот где-то в этих землях, в долине рек Тигра и Евфрата, которую обычно называют Междуречьем или Двуречьем, и насадил Господь прекрасный сад.

Правда, потом, после Великого потопа, многое на земле изменилось. Поменялся ландштафт, где были горы — появились пустыни, русла многих рек изменили направления... Изменились и места между Тигром и Евфратом. И всё равно мы можем утверждать, что рай Адама был здесь, у нас, на земле.

Место общения с Богом

Чем же Адам занимался в раю? Радовался и наслаждался. Гулял и любовался прекрасными деревьями и цветами. Ел плоды с деревьев. Возделывал сад... Уж как он это делал — не знаем. Может быть, следил, чтобы животные не ломали ветки деревьев. Чтобы не увядали листья и растениям хватало влаги... Важно, что всякое занятие в райском саду было Адаму в радость и давалось легко.

Но главное, что делал Адам в раю, — он общался с Богом! Напрямую — как мы разговариваем друг с другом. Господь пребывал в райском саду, Адам слышал Его голос, мог спросить Бога о чём-то или рассказать о том, что его волновало, и услышать ответ... И ничего не видел в этом особенного. Творец и Его создание были рядом. Бог любил Адама, Адам любил Бога и был полностью предан Ему.

Как Адам всех по имени назвал

Адам и Ева: что случилось с ними в раю?

Однажды Господь поручил первому человеку одно очень важное задание: дать имена всем животным и птицам. Так Бог дал Адаму понять, что человек выше других живых существ, населяющих землю, и несёт за них ответственность. А те человеку подчиняются. И Адам назвал бегемота — бегемотом, а орла — орлом, лягушку — лягушкой, а щуку — щукой... Сколько животных на земле! Но Адаму не составляло труда дать имена всем Божьим тварям — ведь Господь даровал первому человеку все знания о мире, который сотворил. И умудрённый своим Создателем Адам, глядя на птиц и животных, мог найти каждому самое точное имя.

Помощница и жена

Господь создал для Адама помощника. Вернее — помощницу и жену Еву. Была она плоть от плоти Адама, то есть Бог создал её из части тела первого человека, из его ребра. А зачем? А затем, что Господь решил: нехорошо человеку быть одному. Бог заботился, чтобы не было Адаму скучно и одиноко. И правда, Адаму и Еве в райском саду стало очень хорошо. Первые люди ни от чего не страдали, не болели, не старели, их не мучили ни голод, ни холод, с ними дружили, играли и слушались их звери и птицы... Словом, не жизнь, а рай!

И Господь всегда был рядом.

Единственный запрет

Во всём Адам и Ева были свободны. Единственное, что запретил первым людям Господь, — это вкушать, есть плоды от древа познания добра и зла. Он рассказал, что случится, если Его запрет окажется нарушен: если попробуют — погибнут. Бог не имел в виду мгновенную смерть, но говорил о том, что, съев запретный плод, люди станут смертными. Да-да, Адам и Ева не только не болели, не нуждались ни в чем в райском саду — они были сотворены бессмертными!

Что за древо такое? Необыкновенное! Посреди райского сада росли целых два удивительных дерева: одно — древо бессмертия, другое — древо познания добра и зла.

Что на нем были за плоды? На иконах и картинах чаще всего изображают яблоки, хотя в Библии прямого указания на это нет. Это мог быть, например, инжир, или вообще незнакомые нам плоды...

Почему же Бог не разрешал людям их есть? Через заповедь Господь дал первым людям возможность деятельно проявить свою любовь к Нему, показать, насколько они доверяют Ему, насколько дорожат тем, что было Им сказано. Согласитесь, совсем несложная заповедь: можете делать, что захотите, есть любые плоды, только не рвите плодов с одного этого дерева!

Искуситель

Адам и Ева: что случилось с ними в раю?

До поры до времени Адам и Ева следовали завету и запрет не нарушали.

Так бы и продолжалась их беззаботная, радостная райская жизнь, но не дремал враг рода человеческого. Тот самый падший ангел Денница, который возгордился своей красотой, захотел сам стать как Бог и восстал против Бога. Тот самый, которого низверг с Небес по приказу Господа архангел Михаил. Тот самый, которого мы сегодня знаем как сатану или дьявола, разрушающего все доброе, что создал Бог.

Так вот, этот враг видел, как любит Господь Адама и Еву, и завидно ему было наблюдать за людьми. И однажды, когда Ева приблизилась к древу познания добра и зла, она вдруг увидела... змея! Это был необычный змей — под видом животного явился сам сатана!

— Так, значит, Бог не разрешает вам есть плоды с деревьев? — лукаво спросил змей.

— Не со всех деревьев, а только с древа познания добра и зла. Бог сказал: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть, — ответила Ева. В этот момент она сама слукавила, неточно передав завет Бога, добавив к завету своё. Ведь Бог не запрещал людям прикасаться к плодам.

— Нет, ну что ты! — ласково засмеялся змей. — Вы не умрете! Наоборот, как только вы попробуете этот вкусный, сочный плод, вы сами станете как боги! Такими же мудрыми и всемогущими!

Конечно, это была ложь.

Но Ева поддалась на обман сатаны. Она протянула руку к ветке, сорвала плод и... откусила от него!

А потом пошла к своему мужу и протянула плод Адаму, словно говоря: бери, не бойся! Вкусно!

Адам увидел, что его жена не умерла, отведав плода, и что плод ей понравился — в самом деле, он был вкусный, сочный, сладкий, — взял, и... тоже откусил кусочек!

В тот же миг произошло что-то ужас­ное. Страшное. Первые люди согрешили. Они нарушили завет Бога!

Грех

Вначале Адам и Ева ещё не осознали того, что совершили. Разве что заметили вдруг, что звери, которые раньше сами подходили к ним и ласкались, теперь испуганно разбежались! Птицы разлетелись в стороны...

А потом люди внезапно осознали, что они... голые! На них нет одежды! До того Адам и Ева, словно маленькие дети, не знали ни стыда, ни смущения ни перед Богом ни друг перед другом. А тут им впервые стало стыдно.

Они нарвали листьев с фигового (инжирного) дерева и сделали себе первую одежду — опоясались листьями, чтобы прикрыть наготу. А потом... спрятались среди растений сада.

Адам и Ева вели себя так, как поступают иногда малыши. Когда маленький ребёнок набедокурит, он пугается, что его станут ругать, и закрывает лицо ладошками — «прячется», чтобы родители не нашли. Не догадываясь, что весь он на виду! Вот так и Адам с женой: скрылись среди кустов и деревьев. Но разве можно спрятаться от Бога? Ни за какими деревьями, ни за какими горами, ни на дне океана, ни в далеком космосе от Бога не скроешься!

Господь, конечно, видел и Адама, и Еву, и знал обо всём, что только что произошло в райском саду. Но Он хотел дать людям шанс повиниться, раскаяться в том, что они сделали. И Бог спросил:

— Где ты, Адам?

Пришлось человеку отвечать.

— Я слышу Тебя, Господи! — закричал из-за кустов Адам. — Но я испугался и спрятался, потому что я не одет!

Конечно, он спрятался не из-за этого. Адам знал, что совершил что-то очень нехорошее, съев плод с древа познания добра и зла.

Бог переспросил:

— Кто тебе сказал, что ты не одет? Не съел ли ты плод с древа, с которого Я запретил тебе есть?

Вот тут бы Адаму просто сознаться: «Да, виноват, ослушался...» Покаяться, признать вину, но... он опять, как ребёнок, решил «спрятаться». Только за кого ему было прятаться перед Богом? Разве что... за Еву?

Так он и сделал.

— Жена, которую Ты дал мне, угостила меня, вот я и съел плод с этого древа.

Схитрить хотел. Свалить всю вину на жену. Да ещё и Господа обвинил: «Вот какую Ты мне плохую жену дал!»

Но Еве тоже не хотелось отвечать за всё! Она, как и муж, попыталась «спрятаться» от наказания! Нет чтобы признаться: да, поддалась на хитрость змея, прельстилась красивым и вкусным угощением и лживым обещанием, забыла о завете, о Боге, виновата! Прости, Господи! Но вместо этого она начала оправдываться:

— Змей! Это он сказал мне, что плод того дерева хорош! И я съела его.

Очень знакомо, правда? Первые люди опять вели себя как дети, которые пытаются обмануть родителя, свалить вину друг на друга — все виноваты, только не они. И что же сделал со Своими детьми Господь? Он изгнал Адама и Еву из райского сада. У ворот рая встал Ангел с огненным мечом и больше не впускал людей обратно.

Мало того, Бог сказал Еве, что теперь ей придется в муках рожать своих детей. А Адаму — что вместо благостного труда в удовольствие, когда он с радостью возделывал свой райский сад, теперь первому человеку и всем его потомкам придётся тяжело и много работать, чтобы прокормить себя и свою семью, пахать землю, собирать урожай в поте лица своего — то есть до усталости, до изнеможения...

А ещё, отведав запретного плода, люди стали подвержены болезням и, как и предупреждал Бог, стали смертными!

И самое страшное: теперь, вне рая, люди больше не могли общаться с Богом непосредственно. Слышать Его голос. Путь в место, где можно было прямо на земле жить и радоваться вместе с Господом, закрылся! А со временем и сам райский сад исчез.

Как вернуться к Богу

Адам и Ева: что случилось с ними в раю?

Вот это да! А не слишком ли суровое наказание? Разве за съеденную конфету мама с папой выгонят своего ребёнка на улицу, где снег, ветер, непогода? Да ещё крикнут вслед: «Тебе будет плохо, трудно, ты заболеешь и в конце концов умрешь!» А потом ещё дверь запрут, чтобы назад не вернулся... Нет, такого быть не может! А ведь Господь любит людей во много-много раз сильнее, чем родители — своих детей! Почему же тогда Он так наказал Адама и Еву?

Вина людей была гораздо больше, чем «съесть конфету». Поддавшись на обман змея, они не просто откусили по кусочку от запретного плода. Вместо того чтобы благодарить Господа, Который столько блага сделал для людей, Адам и Ева ослушались Его, пошли против Его воли и захотели сами стать богами, как возжелал этого когда-то сатана. Разве это — мелкий проступок? Нет, здесь тяжёлый грех. И результат этого греха в том, что совершив его, люди сами больше не могли оставаться в раю. Почему не могли? Потому что им было стыдно за то, что они сделали? Не только поэтому.

Представьте: вы всегда радовались солнцу, а потом по совету злого обманщика приняли какое-то вкусное, но опасное зелье, и теперь, стоит вам показаться на солнечный свет, — все начинает жечь, каждый луч вонзается в тело как игла! Вот так и с первыми людьми. Свет, любовь Бога, которыми они жили в раю, стали теперь им невыносимы. Адам и Ева сами отравили себя грехом, когда поддались на уговоры сатаны. И не лучше ли было милосердному их Отцу удалить их из рая — подальше от Божественного света, которого они теперь не могли перенести?

Но, даже совершив страшный грех, первые люди остались для Бога любимыми детьми, которым Он желает спасения. Провожая Адама и Еву из рая, Господь сказал им таинственные слова о далёком будущем. И смысл этих слов был в том, что у Адама и Евы родятся дети, а у них — ещё дети, и ещё, и явится, наконец, через столетия на свет Человек, который победит лукавого змея, самого духа зла. И покажет человечеству путь к спасению. Мы знаем, о Ком говорил любящий и милосердный Бог. Он говорил о Своём Сыне, о победителе зла, сатаны, самой смерти, о том, благодаря Кому каждый из нас сегодня может достичь другого, уже не земного рая — Царствия Небесного. О Господе нашем, Иисусе Христе.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (13 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
7 декабря 2022
Поделиться:

  • юлия
    юлия1 месяц назадОтветить

    Адам - жидковат оказался.. переложил ответственность на Еву. а Ева - тут равнодушная, ей с высокой колокольни - и до блага Адама, и до заветов Господа. Дьявол сделал ей интересное предложение и она не смогла устоять. почему? от хороших мужей - жены не бегают.. (( эх, Адам, Адам.. женщине не нужен рай, ей нужен интерес, интрига.. беда в том, что Змею - было плевать на благо Евы. .он преследовал свои интересы.. никогда не понимала эту историю. все персонажи тут - сами за себя..

  • Наталья
    Наталья1 месяц назадОтветить

    "Вот так и с первыми людьми. Свет, любовь Бога, которыми они жили в раю, стали теперь им невыносимы."
    В каком месте Писания сказано об этом? Если ни в каком, зачем пишете это? Понятно, что наказание было очень суровое. Но так его не оправдывают.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Там, где описывается, что они начали от Бога прятаться и стали говорить с Ним безо всякой искренности и раскаяния. Их поведение и ответы выдают невозможное для райской жизни обособление от Бога, новое и трагическое состояние Адама и Евы после вкушения плода. Им вроде бы стыдно, но стыдятся они вовсе не того, чего следовало бы. И им не совестно перебрасывать вину за нарушение заповеди друг на друга, на змия, да и на Самого Творца. Такие перемены к знакомому нам, эгоистическому поведению, самооправданию при совершении греха, перевода внимания на поступки ближнего мимо собственного согрешения - это уже совершенно не райское состояние. Тут обычное для нашей жизни в падшем мире, знакомое всякому из нас тягостное, бедственное состояние. Которое максимально удаляет от Бога, не даёт быть с Ним и у Него. Для них - и это видно прямо из 3-й главы Библии - пребывание в Раю уже никак не блаженное, и Бога они не слушают, не слышат. Связь нарушена; катастрофа произошла, любви с их стороны нет.

      • Наталья
        Наталья1 месяц назадОтветить

        Прошу опубликовать мой ответ. Спасибо.
        Не могу согласиться. Они заболели грехом, их сознание и воля и исказились, нарушился баланс духа, души и тела, изменилась психика. Но это никак не свидетельствует о том, что им стало невыносимо в раю. На земле, куда их изгнали, им стало гораздо невыносимее: там их ждали холод, лишения, необходимость защищаться от ставшей враждебной среды. В раю для них не было таких условий даже после грехопадения. И после изгнания из рая, они и даже их сыновья, такой как Каин, например, напрямую разговаривали с Богом.
        Почему Бог прогнал из из рая, сказано и в самом Бытии:
        "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
        И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят."
        Бог выгнал их, чтобы они не обрели вечную жизнь, вкусив от древа жизни, оставшись в раю. Это же прямо сказано в Писании. А не потому, что их жизнь в раю стала невыносимой после грехопадения. А вам все хочется оправдать суровые решения Бога, что Он выгнал их, так как смилостивился над ними, ибо очень невыносимо стало им в раю после грехопадения.
        Если бы после грехопадения они стали жить вечно, то навсегда бы остались грешными. И что хоть в раю, хоть не в раю, положительного смысла в такой вечной жизни не было бы.

        • Владимир Гурболиков
          Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

          Последнее предложение, считаю, ключевое. И между нами нет противоречия.
          Грех, который проявился сразу же по вкушении плода, привёл к ужасным последствиям. Читая последовавший в тот момент диалог с Богом, мы с Вами словно оказываемся посреди дурной коммунальной квартиры или семьи, где супруги утратили любовь друг ко другу. И остаться им в Царстве Божием (не уважая и не слушая Бога)... Я не понимаю, как это возможно и что бы из этого получилось. Если бы люди спохватились, нашли бы в себе силы сразу покаяться -- то возможно, сохранилась бы надежда на иной исход. Ведь Творец не просто так задавал Свои вопросы. Как после будет пытаться достучаться до совести Каина, после первого убийства. Но нет, слишком сильный дух противления и самооправдания во всём. Как-будто в один момент вместе рая отношения людей превратились в подобие плохой коммунальной кухни или рассорившейся семьи, где каждый обвиняет другого. В этом смысле, грех -- объективная и очень страшная беда. С которой надо сознательно пытаться бороться. Тогда и на падшей земле можно начать стяжание мирного духа, воссоединение с Богом и обрести первые плоды. Но ко греху (мне кажется) часто относятся неправильно, узко и при том очень снисходительно, не желая признать степени бедствия, какое в нём содержится. Хочется всё время оправдать себя и осудить другого. В общем то обычное, и в этой обыденности опасное и драматическое состояние. И много думаю об этом, особенно в виду того, что недоволен собой и не умею бороться со своими страстями и грехами. И тревожусь, глядя на себя.
          Что же касается сурового решения Господа... Тут важно помнить, что решение касается и Его Самого. Что Спаситель придёт в этот самый падший мир, разделит с людьми все скорби, подвергнется гонениям, пыткам и казни через распятие. Именно для того, чтобы люди смогли, наконец, войти в Царство Божие. Решение изгнать из рая имеет последствия не только для нас самих, но и для Самого Бога, Который готов пострадать за нас, но ищет способ спасти.

          • Наталья
            Наталья1 месяц назад

            Спасибо за ответ. Согласна с вами в целом.

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    Когда думаю об этом, возникают вопросы. Зачем Бог вообще его там посадил, можно ли было его уничтожить сразу, чтоб не поддаваться соблазну. Адам и Ева были как дети, рано или поздно, всё равно бы нашкодили(оно растет у тебя в саду, ты постоянно проходишь мимо него, а сколько всего в голове, а почему нельзя, а зачем оно здесь и т.д.). Как же хорошо там было, наверно🤦‍♂️. Статья хорошая.

  • Александр
    Александр1 месяц назадОтветить

    Хорошее повествование. Даже взрослому полезно освежить информацию. А она здесь выдана в таком лёгком для чтения виде

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь