Вопрос читателя:
По совету Владимира Гурболикова в комментариях к статье «Вируса испугались! А разве Христос хоть раз пытался избежать гибели?» задаю вам следующий вопрос.
Священнослужители вынуждены регулярно причащаться во время совершаемых ими богослужений по восьмому правилу святых апостолов, если нет уважительной причины для отказа.
Однако на примере целого ряда величайших среди них (предстоятелей уже трёх поместных церквей ушедших в раскол за последние годы) видно, что положительного эффекта нет и/или того хуже причастия идут в осуждения. Так я по себе знаю, что недостоин войти в Эдем человеком. Только наверное каким-нибудь животным смог бы там безгрешно жить. Ибо животные безгрешны в силу неразумия (даже для самых умных дельфинов нет таинства исповеди), на хищниках с паразитами и то нет греха либо вовсе, либо как минимум в той мере, что есть на дееспособных людях. Раз после частого, регулярного причащения в расколе даже Константинопольский патриарх, Александрийский папа и Афинский архиепископ.
Зачем причащаться мне и подобным мне грешникам рискуя причастием в осуждение?
Денис
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Денис, никто лично Вас не призывает рисковать своим спасением. Наоборот, Церковь предлагает Вам лекарство от погибели — Тело и Кровь Спасителя.
То, что подходить ко Причастию следует в состоянии, когда причащение будет не в осуждение, а в спасение, общеизвестно. Так и давайте ответственно относиться к своей духовной жизни.
То, что не все священнослужители спасаются, общеизвестно, об этом еще Златоуст писал. Но это не причина бояться ни Причастия, ни сана. На любом месте непросто спасаться, но любящий Бога стремится к Нему.
А вот может ли стремиться к Богу существо, не наделенное разумом — сложно сказать. Поэтому не стоит завидовать тем животным, которые не грешат в силу ограниченности. Мой планшет, на котором я пишу этот текст, тоже безгрешен, но я бы не поменялся с ним местами ни при каких условиях.