Зачем православие заставляет меня прощать насильников и убийц?

Однажды в «Фоме» вышла статья о том, как бороться с осуждением. Но у одной из наших читательниц остались вопросы по базовому принципу такой борьбы — отделения греха от грешника. Вот ее письмо:

Не имею права вступать в спор с авторитетным мнением священника, но все-таки кто-нибудь толком объяснит мне, как можно отделять поступок от самого человека? Серийный маньяк-убийца, военные преступники, они что, тоже имеют нравственные критерии и в глубине души они хорошие? Или как? Одно дело — украсть кошелек. Ну ладно. Тут человека можно оправдать. Но убийцу, того же «керченского стрелка», как можно понять и отделить его поступок от личности? Ведь он сознательно и хладнокровно пошел на это преступление. Именно он, конкретный, а не абстрактный человек. Как это понимать?

Марина

 

По нашей просьбе на письмо Марины отвечает протоиерей Павел Великанов:

Зачем православие заставляет меня прощать насильников и убийц?

Одним из первых людей, вошедших в рай, был отъявленный преступник и грешник. Его распяли рядом со Христом на Голгофе. Перед самой смертью он уверовал в Спасителя и раскаялся — и получил спасение от Господа. Вы спрашиваете, как можно не осуждать страшных злодеев? А просто задайте себе вопрос: вот за этого ужасного грешника разве Христос не умер?

Делать исключения, делить людей на надежных и безнадежных — это наша людская привычка. У Бога нет черных списков. Он умер за каждого.

В словах Христа Не судите, да не судимы будете (Мф 7:1–2) имеются в виду не только мелкие проступки, но и великие прегрешения. Нет никакой разницы — осудить человека за то, что он слукавил, или осудить серийного убийцу, который столько зла принес людям.

Поймите, Марина: Господь дает свободу человеку — разрешает любому быть таким, каким он хочет, в том числе и плохим. Вспомним притчу о блудном сыне. Отец ведь позволил своему младшему сыну стать таким распутным: он отдал ему часть наследства, понимая, что тот растратит его! По нашим обыденным меркам поступок сына показал несостоятельность отца как родителя, ведь он не смог воспитать своего ребенка, предотвратить его нравственную гибель! Но там, где в своем суждении относительно отца или сына мы ставим точку, Евангелие ставит запятую. Младший сын возвращается, и отец с радостью принимает и прощает его. Эта притча — иллюстрация того, как к нам относится Бог. Господь не ставит крест на человеке, совершившем проступок, но продолжает его питать, радовать, вдохновлять. Человек же, загрязнив свою душу прегрешениями, сам отказывается от Божьей любви: она не является для него источником радости, а наоборот, приносит боль. Но Бог не перестает любить даже самого отчаянного маньяка. К такой безусловной любви Он призывает и нас.

Зачем православие заставляет меня прощать насильников и убийц?

Зачастую многим непонятно, как можно не только не осуждать, но и любить своего врага? Посмотрите, как мы ведем себя с детьми. Когда ребенок что-то сделал не так, мы пытаемся объяснить ему, что он ведет себя неправильно. Но неужели, когда ребенок разбивает чашку, мы перестаем любить его? Также следует и относиться к тем, чьи поступки ты осуждаешь.

Необязательно сразу «делать из себя» подвижника, который любит всех. Достаточно для начала увидеть, опознать свой изначально враждебный настрой и постараться не быть поглощенным им. Это становится значительно легче, когда удается увидеть в человеке глубину, осознать, что он такой же, как и вы. Необязательно стараться как-то специально проявить свое расположение к тому, кого вы все еще осуждаете, ведь если это будет наигранно, то человек почувствует эту фальшь. Главное, что именно вы по отношению к совершившему проступок — не враг.

Однажды меня спросили: «Как не осудить человека, который говорит гадости про детей в хосписе, если я считаю его бесчувственным?» Можно ответить так: все мы схожи в одном — падаем, встаем и каемся, снова падаем, снова встаем, этот процесс динамичен. Вчера человек согрешил, а сегодня уже с болью в сердце вспоминает о своем проступке. Назвав человека бесчувственным, вы навесили на него ярлык. Когда в следующий раз он покажет себя с другой стороны, вы не сможете это принять, потому что стали заложником собственного осуждения. В такой ситуации вы можете осудить его представления, не согласиться с ним, но нельзя делать перенос со слов и действий человека на его личность, на саму суть, на «сердцевину» человека. Как только вы это сделали, вы зафиксировали определенный взгляд на этого человека, тем самым осудив его. В этом и заключается принцип отделения греха от грешника.

Осуждая человека — неважно, вашего друга или маньяка, — в своем сознании вы закрепляете за ним определенную модель поведения, запрещая ему быть другим.

Я вспоминаю историю из патерика про одного монаха, который впал в блуд. Но монах не продолжил свой грешный образ жизни, а отказался от своего греха и вернулся в монастырь. Игумену этого монастыря было откровение, что своим падением этот монах посрамил дьявола — ведь он не отчаялся, не загубил свою душу, не застрял в грехе, а раскаялся — и вернулся снова трудиться в постах и молитвах. И тем самым освободил себя от греха.

Зачем православие заставляет меня прощать насильников и убийц?

В другом патерике есть история о монахе, который никогда не обращал внимания на нападки и укоры в свою сторону. Когда же братья спросили его, как ему удается не осуждать и не вступать в перепалки, они были удивлены ответом: «Да что на этих псов обращать внимание?». Его душа была настолько гордая, что он всех презирал. Гордость, осознание себя выше другого человека — это одна из причин осуждения. Именно поэтому осуждение — это проблема не того, кого осуждают, а того, кто осуждает. Мне кажется, что мы ищем способ утвердиться в своих собственных глазах на фоне чужого проступка — нам страшно оказаться в положении, когда некого будет осудить. Поэтому не пытайтесь через негативное действие — осуждение — уничтожить что-то плохое. Вы только увеличите это зло. А как же правильно поступать?

Мне вспоминается одна история. Одна девочка тайно сделала себе татуировку на шее. Когда мать увидела — она была вне себя от ярости! А вот дедушка, услышав, что за шум в квартире, спокойно сказал: «Прими мои поздравления! Теперь ты знаешь, что такое точка невозврата. Хорошо, что ты узнала это в такой, а не более сложной ситуации». Мама и девочка поражены — неужели дедушка правда не сердится? На что дедушка ответил: «Я не осуждаю, но и не одобряю. Я просто тебя люблю!».

Многие же из нас, к сожалению, радуются, когда кто-то оступился: «Ага, я ведь давно знал, что такое произойдет, ты оправдал мои худшие ожидания!». Нетрудно заметить, что такая фраза говорит не столько о грешнике, сколько о говорящем, якобы «праведнике и прозорливце», который на деле оказывается лишь источником и носителем «плохих ожиданий».

Мне посчастливилось в жизни общаться с человеком, которого я мог бы назвать примером христианского отношения к грешнику — это покойный архимандрит Кирилл (Павлов). На протяжении многих лет он был духовником Троице-Сергиевой лавры. Общаясь с человеком, он не уделял внимание тому, что важно для нас — внешность, статус, греховность или праведность. Даже зная, что человек совершил какой-то безнравственный поступок, отец Кирилл не изменял к нему отношения. Он обладал способностью переступить через то, что сделал человек, не заострять на этом внимание, не погружать человека в его грех еще больше. Напротив, даже в самой безнадежной ситуации, когда грешник был на грани отчаяния, старец всегда давал ему руку надежды. Отец Кирилл своим отношением показывал, что если человек жив, значит, у него еще есть возможность измениться и спастись. Неосуждение — это безграничная милость, готовность давать человеку шанс столько раз, сколько в этом будет необходимость.

 

Читайте также:

Осуждение: как с ним бороться. Протоиерей Георгий Бреев о суде человеческом и суде Божием

Не судите? Размышления психолога Александра Ткаченко о простой евангельской заповеди, которую почему-то так трудно исполнить

“Да не судимы будете”: Почему так легко и приятно нарушать заповедь «не суди»? Где корни осуждения, в чем его психологическая подоплека? Что об этом грехе говорит Евангелие и творения святых отцов? Как бороться с помыслами осуждения? 

Подготовила Анастасия Бавинова

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (31 votes, average: 4,61 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Алексий
    Февраль 5, 2019 19:50

    Почему-то многие в комментариях считают, что прощение = отмена наказания. Да нет же. Любовь и наказание в христианстве никак не противопоставляются. Наказание и прощение — два действия со стороны любви. Любить надо всех. А наказывать или прощать — сообразно не с нашими желаниями, а с тем, какой из поступков принесёт больше пользы согрешившему! Недаром же в говорится, что рассудительность — царица добродетелей. Вот мы и должны рассуждать. Рассуждать, сообразуясь не с собственными обидками, “задетыми чувствами”, с осуждением, с ненавистью… а сообразуясь с тем, чтО принесёт больше пользы согрешившему.
    Да, это тяжко. Особенно когда дело касается не дитяти, разбившего чашку, а, действительно, убийцы, насильника… Но это и есть христианство. А Господь не обещал, что этот путь будет лёгким. Этот путь называется — крестным. Кто не желает по нему идти — может свернуть. Бог никого не принуждает. Тем более, что путь на Голгофу — вверх, а в любую другую сторону — вниз: спускаться всегда легче.

    А уж падение — так и вовсе не требует усилий.

  • Александр
    Февраль 4, 2019 13:53

    Всех приветствую!
    В начале дадим определение понятию осуждение. Осуждение – это безоговорочное отрицательное окрашивание не только поступка человека, но и самого человека. В том, что мы определили, что человек совершил грех, ничего страшного нет. Но в том, что этот грех мы переносим на всего человека, вот это уже страшно. Хотя и здесь есть несколько важных отступлений.
    Перед продолжением, я бы хотел обратить ваше внимание на некоторые особенности Евангелия. Если внимательно читать, то можно обнаружить иногда не стыковки. Так, например, убийство в мыслях уже грех, но при этом Господь также говорит о том, что Он принес не мир, но меч. В другом месте о важности почитании отца и матери, и позже о том что восстанут родители на детей и дети на родителей. Но если призадуматься, то в этих суждениях есть логика. Дело в том, что в Православии есть разделение на внутреннее и внешнее. Или частное и массовое. И для каждой из этих частей правила и законы свои.
    Так убийство на войне убийством не считается. Или вот вам еще пример. Если родители, просто представим на миг, являются сатанистами, а ребенок стал православным христианином, то обязан ли он их почитать? Ведь при почитании важную роль играет и прислушивание к советам, а что может посоветовать сатанист христианину? Или вот еще вариант. Язычники стали официальной религией, как вести себя христианину? Тоже приносить жертвы идолам? Ну и т. д. Ход мысли, я думаю, понятен. Это массовые законы, т. е. поведение в случаях, когда на кону стоит что-то более высокое чем ваша жизнь или интересы: Родина, вера, само равновесие Мироздания. И совсем другие законы, если речь идет о вас самих. Вас обозвали, простите, но если в вашем лице оскорбляют Родину или еще что-то прощать нельзя. Вас толкнули, простите. Но если за вами стоит ребенок, то надо защищаться. И т. д. В этом случае греха осуждения нет. Ведь в этом случае, вы спасаете не себя, но других. Если вы пришли в гости в постный день и вас угощают мясом, как поступить? С одной стороны необходимо исповедовать свою веру. А с другой, ваш отказ может посеять злобу, непонимание, обиду, ненависть. И исповедовали ли вы в этом случае свою веру? Я думаю нет. Как поступать в такой ситуации? Очень просто. Цель, сохранить мир и гармонию даже своим падением в Ад. Но если при этом вы стараетесь съесть только один кусочек, чтобы хозяев не обидеть, то пост все равно вы сдержите. Но это должна быть действительно безвыходная ситуация. Или на войне. Да, вы обязаны убивать их, ибо сзади вас ваша вера, Родина, дети. Но они ведь тоже в своем заблуждение не виноваты. А значит, за что их ненавидеть? И если действовать без ненависти, просто как садовник, которой собирает гусениц, или огородник, пропалывающий грядки, то даже смерть обойдет стороной, ибо несем мы тогда равновесие и стабилизацию.
    Любой поступок имеет значение не только для нас, но и для всего Мироздания. И наша задача, гармонизировать его, совершать то, что может улучшить его. Но если удар направлен только против нас, то их надо отпустить, ибо мы не лучше.
    А Бог любит всех, даже Сатану, ведь он тоже Его творение. Другое дело, что Сатане на это плевать, ему хочется разрушить Мироздание. И именно против него мы боремся. Без ненависти, ведь какая ненависть может быть к безумцу?
    Правда такого уровня мне лично еще достигать и достигать, как, я думаю, и всем людям.
    Извините за такую простыню, и за наверно не совсем понятное изложение вещей. Простите, если обидел кого, каким-нибудь выражением.
    И да поможет нам Дух Святой найти истину, в этом мире лжи и искажений.

  • МАКС
    Февраль 4, 2019 10:06

    Странная философия! По моему,если прощать убийц и насильников, то тем самым мы поощряем последователей на совершение подобных деяний.Легко быть милосердным за счёт других. А вы представьте себя вместо жертвы. Многие кончают самоубийством. А сколько поломанных судеб?! Из-за какого-то подонка жизнь у человека кончилась,если даже останется жить-это уже не жизнь.Насильников нужно показательно судить,пусть народ решает,и, было бы справедливо этих негодяев четвертовать,дабы знали другие,что их ожидает.Эта философия специально навязывается в сознание людей, чтобы не вводить смертную казнь тем мерзавцам,которые грабят народ,вывозят природные ресурсы и чинят беззаконие. Не надо сваливать на бога.Что будет с нашими душами после смерти никому не известно.Есть лишь гипотезы,вымысел.А за то зло, что творят на земле насильники,мошенники,воры разных мастей,должны нести альтернативные наказания здесь.Я думаю, многие,кого коснулось такое горе будут согласны со мной.

  • Игорь
    Февраль 4, 2019 6:03

    Татьяна,молодец!

  • угонщик
    Февраль 4, 2019 2:57

    вот когда такой протоирей допустит убийцу до самого дорогого в своей жизни а ещё лучше встанет на пути смерти как Пересвет вот тогда пусть и поучает

  • Илья
    Февраль 3, 2019 16:34

    В статье представлена информация сразу по нескольким проблемам нашей повседневной жизни, и к сожалению автор смешал все в куче как в салате, перепутал понятия и определения. Да милосердный Бог, прощает благоразумного разбойника, но задайте себе вопрос, почему он не избавляет этого индивида от крестной муки?, почему не продлевает ему жизнь? Ведь Он может все? Потому Он это сделал, что простив раскаявшегося грешника, Он отвергает сам грех, зло и чтобы разодрать, отделить этого человека от того что он сотворил в жизни он должен умереть на кресте, так ножом вырезают гнилушки из картошки, причем, вырезают по здоровой, непораженной “гнилью” области. Прощенье полученное Богом никто не должен воспринимать как повод к вседозволенности, и прощенный разбойник тому свидетель: его не сняли со креста, Христос не продлил ему жизнь, но крестной мукой и смертью вырезал ему его грех-гниль по живому телу и душе. И избавляющийся от какого либо греха человек должен знать, что чем тяжелее грех, тем болезненней будет так сказать “операция” Врача по его исцелению, а маньяки, насильники и убийцы должны знать что земную жизнь при таком избавлении от этих тяжелых грехов им вряд ли удастся сохранить, в ветхом завете что читаем: и праведники страдают – Иов например, а теперь подумайте как должны страдать те кто вылезает из этой ямы. Это надо знать и помнить, ни одно злодеяние не проходит даром. Православие – это не вседозволенность, а смирение – это не безволие, тому свидетели святые Божии, которые будучи смиренными без страха и колебаний выходили перед властителями и обличали власть имущих, например: Иоанн Предтеча Господень – обличитель Ирода, или блаженный (не помню Имя) – вступился за жителей Новгорода перед Иваном Грозным предлагая ему сожрать сырое мясо.

  • Злата
    Февраль 3, 2019 11:56

    Никогда не прощу убийц моего сына. И в Храм больше не хожу.

  • Алексий
    Февраль 1, 2019 12:13

    Татьяна Январь 30, 2019 20:27, вот Вам одна история.

    В 1905г. муж великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой убит террористом Иваном Каляевым. На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна находит в себе силы и мужество, любовь и сострадание и едет в тюрьму, где содержали пойманного убийцу. Она сообщает ему, что он убил не только ее мужа, но ее саму, но и тем не менее она прощает его и дарит ему Евангелие и маленькую икону, надеясь на его раскаяние. Позже просит у императора помиловать убийцу, на деле исполнив заповедь Христову о любви к врагам, побеждая злобу мира добром.
    На месте убийства мужа Елизавета Федоровна ставит памятник – крест со словами Спасителя: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

    Вот Вам пример христианского отношения к убийце.
    А вот в Вашем запальчивом тоне и в том, как Вы приписываете о. Павлу мысли и слова, которыми в статье и не пахнет, я христианства не вижу вовсе. *****************************

  • Марина
    Январь 31, 2019 8:15

    Отец Павел, спасибо за ответ. Прошу прощение за резкий ответ Татьяны, за то, что я послужила невольным катализаторам и Вас прилетели несправедливые и даже страшные упреки. Татьяна, это к Вам: мир эмоций очень сложно поддается изучению и на сегодняшний день, он практически не изучен и говорить о пороге эмпатии мужчины и женщины, простите, просто глупо. Элли, маньяк и серийный убийца не обязательно жертва плохих семейных условий, и тяжелого детства, он может быть ребенком из вполне благополучной семьи. Но жертве, поверте, все равно. И хорошо, что вы на такое не способны. Слава Богу. Отец Павел. я понимаю так, не осуждение и есть прощение, а само прощение, но это не просто “прости и прощаю” это еще и вопрос о вере в других людей , которая является одной, я подчеркиваю. только одной из опор человеческого существования по сравнению с верой в Бога. Да осуждать грех, кто спорит. Сам человек ответственен за свои поступки и слова и мера ответственности лежит в области нравственности.

  • Татьяна
    Январь 30, 2019 20:36

    “Неосуждение — это безграничная милость, готовность давать человеку шанс столько раз, сколько в этом будет необходимость”. – правильно, ну а что, Чикатило вот, бедный не успел еще человек 200 убить, пока каяться начнет. Ну, а не раскаяться, не повезло значит, вам ребятки, которых убили ужасным способом и их родственники, зато шанс дали убийце. А вы, молчать должны и каяться в своих грехах, ясно?

  • Татьяна
    Январь 30, 2019 20:27

    Видимо у о.Павла не насиловали и не убивали дочь или жену. Очень хотелось бы посмотреть на его апологию при данной ситуации, хотя мужчины не обладают, в большинстве своем, эмпатией, но ничего, зло оно найдет болевую точку, а по тексту слабенько, очень слабенько:
    “А просто задайте себе вопрос: вот за этого ужасного грешника разве Христос не умер?” – Вы тоже задайте себе вопрос, умер ли он только за преступников, чтобы мы их прощали не глядя, или и за тех, кого эти “люди” убивают и мучают, тоже. Да, если вы забыли, второй разбойник не вошел в Рай.
    При чем тут “разбитая ребенком чашка”, вопрос о страшных преступлениях, или вам что жизнь человека, что чашка, равно? Или, если ваш лично ребенок пойдет убивать людей, животных потрошить живых и получать от этого удовольствие, вы также будете мило его защищать?
    Лицемер, который оправдывает и покрывает убийство, хуже всякой мрази. Потому что по молчаливому согласию его, совершаются все преступления.

  • Элли
    Январь 30, 2019 18:28

    Слава Богу, что Он по милости своей не оставляет нас в таком жутком заблуждении, о том что мы имеем право кого-то судить… Спасибо, отец Павел, очень хороший ответ!

  • Элли
    Январь 30, 2019 18:26

    Ребята, такие вопросы, как простить грешников, не возникали бы у нас, поступай мы по советам святых отцов. Заниматься познанием своего греха, своей души и своего падения, с самоосуждением и покаянием. Тогда, видя, с помощью духовного зрения, даваемого Господом, свои грехи, мы б даже не осмелились предполагать что имеем право кого-то не простить или осудить… Видя свои грехи, свои страсти, тенденции ко грехам, лишь по милости Господней нереализованные, но ещё могущие стать нашим билетом в ад. Да и совершённых грехов вполне может хватать на этот билет, причём не дай Бог оказаться и в худшем положении, чем какие-то маньяки, когда выяснится что они были больны, что они росли в тяжёлых условиях, какие сложные жизненные предпосылки были у них, и какие хорошие у нас. Какие тогда маньяки и убийцы из телепередач… Тяжело близким и родным или пострадавшим. Но ещё тяжелее нам, сидящим у экрана тв и мнящим себя святыми справедливыми и не способными на такое… Вот в чём тяжесть. Мы, якобы, простить не можем, но лишь потому, что себя не знаем.

  • Наталья
    Январь 30, 2019 14:27

    С убийцами все ясно. В Евангелие сказано, не бойтесь убивающих тело, как бойтесь убивающих душу. Вот вопрос, как жить мальчику, которого показывали в Новостях по Первому каналу несколько лет назад, как его с дет дома усыновила европейская семья, подвергала насилию и передавала мальчика из одной семьи в другую, как эстафету, для развлечения. Мне эти новости на всю жизнь запомнились. Вот как тому мальчику после этого жить и как ему простить вот этих чудовищ?

  • Ира
    Январь 30, 2019 9:39

    Господь не перестаёт любить грешника, но прощает его только при покаянии!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *