Этот евангельский сюжет известен многим. В общих чертах смысл действия понятен: Пилат умыл руки в знак того, что снимает с себя ответственность за приговор Иисусу Христу. Но стоит взглянуть на историю подробнее.

Обязанностью Понтия Пилата как римского наместника было рассудить, не совершил ли обвиняемый преступлений против закона Римской империи. Иисуса Христа обвиняли в том, что Он претендует на реальную власть в стране и запрещает платить подать императору (Лк 23:2). Разобравшись, Пилат пришел к выводу, что политическое обвинение было необоснованным. Он хотел отпустить Иисуса, но толпа, подстрекаемая первосвященниками, требовала Его смерти. На какие ухищрения ни шел Пилат, толпа свирепела всё больше, пока, наконец, ему не пригрозили гневом самого императора Тиберия (Ин 19:12).

Эта угроза смела остатки мужества Пилата. Донос мог прервать не только его карьеру, но и жизнь. Он знал подозрительность, коварство и жестокость императора, знал и то, что иудейские начальники уже жаловались на него Тиберию. Рисковать жизнью ради Проповедника истины, в которую он не верил, Пилат не стал, а потому решил передать Иисуса Его врагам.

Но прежде чем это сделать, Пилат взял воды и умыл руки перед народом (Мф 27:24). Об этом обряде упоминают многие античные авторы, например Гомер, Еврипид, Овидий и Сенека, однако в первую очередь он был характерен для иудейской культуры и предписывался самим законом Моисея. Например, в случае обнаружения убитого человека при отсутствии подозрения относительно убийцы, старейшины города должны были омыть свои руки над головой жертвенной телицы и объявить следующее: руки наши не пролили крови сей, иглаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, ине вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови (Втор 21:7–8). Было у иудеев и много других омовений, которые снимали с человека ритуальную нечистоту.

На свой манер этот обряд выполнил и Понтий Пилат. Тем самым он хотел хоть немного успокоить свою совесть, мучащую его за осуждение неповинного, а иудеям объяснить понятным им образом, что пошел он на этот приговор вынужденно, под давлением иудейских старейшин. На самом деле это не избавило его от вины, он пошел на сделку с совестью, поддавшись трусости и обнаружив свое малодушие. Святитель Димитрий Ростовский рассуждает так: «Не в воде, а в истинной Крови незлобивого Агнца умывает руки беззаконный Пилат. Следовало бы безбожнику сему услышать то, что Бог говорит через пророка Иеремию: «Отмой от лукавства сердце твое, и спасен будешь» (Иер 4:14). Руки умывает, а сердцем, полным нечистоты, лукавства и злоумышления, Невинного на смерть осуждает!»

В языках народов, знакомых с Евангелием, это событие Священной истории дало начало крылатому выражению «я умываю руки», то есть снимаю с себя ответственность.

0
12
Сохранить
Поделиться: