Бог — Творец духовного и материального мира. Все, что Он создал хорошо весьма (Быт. 1:31). Это означает, что христианству несвойственно противопоставление духа и материи как противостоящих друг другу начал. Человек — существо, состоящее их духа, души и тела, и один из основополагающих догматов нашей веры состоит в утверждении реальности воскресения умерших людей в преображенных, но сохранивших свою материальную природу телах. Весь мир представляет собой удивительное сочетание духа и материи. И, как пишет протопресвитер Александр Шмеман, «настоящая перспектива, настоящая цель мира в том, чтобы все материальное одухотворялось, то есть приобретало духовное значение, а все духовное воплощалось».
В Православии освящаются не только куличи и яйца. Просто для людей, бывающих в церкви в лучшем случае несколько раз в год, освящение пасхальной еды наиболее знакомый обряд. Как говорится в анекдоте на эту тему — «как не приду в церковь, там все время „Христос воскресе“ поют».
В Требнике содержатся чинопоследования освящений самых различных материальных предметов — нательных крестов, священных облачений, дома, автомобиля, самолета. Наконец, существует молитва «на освящение всякой вещи». В ней говорится, что освящение совершается, «чтобы для желающих ее употреблять она, вооруженная силой небесной защиты, послужила для телесного и духовного спасения, защиты и помощи во Христе Иисусе, Господе нашем».
Следствием грехопадения Адама и Евы стало искажение способа существования не только человека, но и всего материального космоса, так что в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад. И главный смысл освящения состоит в восстановлении материи в том статусе, который она имела до грехопадения. В результате, «она (материя — прим. авт.) не отделяет человека от Бога, а, напротив, есть путь и средство к соединению с Ним, она не владычествует над человеком, а, напротив, сама служит ему» (Протопресвитер Александр Шмеман, Вера и Церковь). В этом же и смысл освящения куличей и яиц.
Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию, — пишет апостол Павел в послании к коринфянам (1 Кор. 10:31). Освящая куличи и другую скоромную пищу, мы знаменуем завершение поста, во время которого предписывается воздержание от продуктов животного происхождения. Церковь напоминает нам, а, в особенности тем, кто гнушается материей как чем-то в принципе пагубным и мешающим спасению, что в пище нет ничего дурного, что она тоже является творением Божиим, которое следует принимать с признанием, благодарностью и молитвой (см. 1 Тим. 4:3).
В освящении куличей и яиц есть еще один смысл. По традиции, принося в храм пасхальные яства, мы какую-то часть оставляем в качестве пожертвования. Человек таким образом проявляет любовь к тем, кто находится в крайней нужде или по каким-то обстоятельствам не смог сам должным образом подготовить пасхальный стол. Оказывая милость другим людям, мы приносим эту жертву Самому Богу, сказавшему: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40).