Пасха — самый главный христианский праздник. Преподобный Иоанн Дамаскин, автор пасхального канона, называет ее «праздником праздников и торжеством торжеств». И празднуют Пасху, в отличие от других праздников, не один или несколько, а целых 40 дней.
Почему именно 40? Прежде всего, это имеет историческую основу: после Своего Воскресения Христос в течение сорока дней являлся Своим ученикам и лишь спустя это время вознесся на Небо. В Евангелии описывается несколько из таких явлений. Во-первых, непосредственно после Воскресения Спаситель явился женам-мироносицам, которые пришли, чтобы умастить тело Учителя благовонными маслами. Во-вторых, в последующие дни свидетелями явлений воскресшего Господа стали апостолы Петр, Клеопа (апостол из числа 70) и его спутник (предположительно апостол Лука), затем все одиннадцать апостолов за исключением Фомы, потом апостолы вместе с Фомой и др. Это только то, что было записано евангелистами. На самом деле явлений было больше, как, видимо, и их очевидцев. Как замечает апостол Иоанн, Многое идругое сотворил Иисус; но, если бы писать отом подробно, то, думаю, исамому миру не вместить бы написанных книг (Ин 21:25).
Кроме того, число сорок имеет в христианстве особый символизм. Каждый раз, когда мы встречаем его в Священном Писании, оно указывает на некий период деятельности, усилий, преодоления, завершенности, полноты. 40 дней Моисей провел на горе Синай, беседуя с Богом, он же 40 лет водил еврейский народ по пустыне после того как еврейские разведчики 40 дней исследовали землю обетованную. 40 лет царь Давид правил Израилем, создав прочную основу для могущества государства, и столько же находился на престоле его сын Соломон, при котором Израиль достиг своего расцвета. Примеров из Ветхого Завета можно привести целое множество. В Новом Завете Иисус Христос перед выходом на проповедь постился сорок дней. В память об этом Великий пост также длится 40 дней (без выходных дней и Страстной седмицы, которые в строгом смысле не относятся к посту). И пасхальная радость, которую Церковь продлевает до сорока дней — своего рода зеркальное отражение покаянного великопостного времени.
Сорокадневный период празднования пасхи таким образом, с одной стороны, указывает на историческое время от Воскресения до Вознесения, а с другой, символизирует собой полноту пасхальной радости, которую подарил миру воскресший Спаситель.