В Архангельском краеведческом музее выставлен необычный экспонат. Посетители сначала удивляются — из чего он сделан? Керамика? Пластик? Фарфор? Стекло? Или, может быть, слоновая кость?..
Когда узнают первые подробности, вопросов только прибавляется. Оказывается, это настоящее страусиное (или, как их называли в древности, строфокамилово) яйцо XVII века, заключенное в каркас из желтого металла, украшенный позолотой, растительным орнаментом и двенадцатью цветными стеклами, имитирующими драгоценные камни. На верхней и нижней части каркаса зачем-то приспособлены «ушки»...
Но откуда это яйцо взялось? И для чего оно нужно?
Выясняется, что взялось... из ризницы Соловецкого монастыря! Передано было в Северный краевой музей (так раньше назывался Архангельский краеведческий музей) в 1923 году. Чудом сохранилось после сильнейшего пожара, который произошел на Соловках в упраздненной к тому времени обители. Яйцо вместе с другими художественными ценностями было отобрано в 1922 году членами специальной комиссии Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) для музейного хранения. Потом случился тот самый пожар, но хрупкое яйцо, оставленное в соборной ризнице, непонятно как уцелело, мало того — еще и сохранило свою белизну!
Хорошо, но как оно оказалось на Соловках? Где — Соловки, и где — страусы?
Оказывается, в XVI–XVIII веках в России было «модно» украшать храмы страусиными яйцами! Настоящие или фарфоровые яйца в металлических оправах подвешивались к паникадилам (большая храмовая люстра), светильникам, закреплялись над лампадами...
Украшение помещалось в нижней части паникадила и часто дополнялось кистями из шелковых и золотых нитей (вот для чего на каркасе и приспособили два «ушка»).
Можно предположить, что на Соловки это яйцо попало от какого-то паломника. Или было принесено в дар. А прибыло, скажем, со Святой Земли.
Понятно, что яйцо — символ творения, жизни, воскресения... Но почему такая экзотика?
И вот тут дотошные архангельские экскурсанты узнают, что подвесы из страусиных или фарфоровых яиц в металлических оправах и сегодня встречаются в убранстве коптских, христианских храмов, исламских мечетей в южных странах. Например, в Греции, в Египте... И у этой необычной традиции есть вполне практическое объяснение. Все дело... в мышах!
Перенесемся в Православный мужской монастырь святой Екатерины на Синайской горе. Дикая пустыня. Мышам и другим грызунам, которые здесь водятся, найти себе пропитание очень непросто. А в монастырском храме издревле и по сей день используют традиционное свечное освещение. Причем, свечи монахи выбирают исключительно восковые, а в лампады наливают чистое оливковое масло. Объяснение тому — древние храмовые росписи, которые иноки стремятся сохранить от копоти. Восковые свечи и оливковое масло практически не коптят. Почему монахи не используют электрическое освещение? Используют — на кухне, в музее, в кельях, но не в храме. В храме по старинке доверяют живому огню. Раньше так было в большинстве церквей.
Так вот, эти самые восковые свечи и оливковое масло — желанное лакомство для мышей! Синайские мыши забираются на паникадила, чтобы добраться до желанной «вкусняшки». К маслу они, наоборот, спускаются сверху по подвесу. И вот тут на помощь монахам приходят страусиные яйца. Содержимое яйца монахи заранее удаляют, яйцо покрывают лаком и закрепляют над лампадой или подвешивают под люстру. Голодная мышь добирается до светильника — на ее пути оказывается яйцо, она пытается зацепиться за него, ничего у нее не выходит, она соскальзывает и падает вниз. Свечи и масло остаются в целости.
Наверняка мыши водились и в Соловецком монастыре, но всё же здесь страусиные яйца имели скорее декоративное и символическое значение. Подобные пасхальные украшения, символ Воскресения Христова, можно встретить в храмах Москвы, Суздаля, Великого Новгорода...