Вопрос в редакцию «Фомы»:
Зачем Творцу понадобилось творение? Ведь Его блаженство абсолютно, и никакие внешние факторы не способны это блаженство усилить или каким-то образом изменить...
Отвечает священник Евгений Мурзин:
Святоотеческое учение о творении мира Богом выводит появление вселенной из таких свойств Божьих, как благость и любовь. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости». Сам Бог не нуждается в творении. Последнее ничем не обогащает жизнь Пресвятой Троицы, Она ничего не приобретает и не теряет, поскольку обладает всей полнотой бытия, жизни, радости и любви.
Поэтому правильно было бы задать вопрос: не почему, а для чего, зачем Господь творит мир? Ведь даже если мы говорим о благости Божьей как о причине творения, само понятие «причины» не может рассматриваться в привычном нам значении — как нечто, что вынуждает нас поступить тем или иным образом. Творение — это абсолютно свободное действие, не обусловленное причинно-следственной необходимостью. Как писал по этому поводу Владимир Лосский, «Бог потому Творец, что пожелал им быть».
Бог творит мир для того, чтобы разделить благо Своего бытия с ангелами, людьми, вселенной, сделать всех нас причастниками Божественного блаженства. При этом важно понимать, что это побуждение к творению возникло в Боге не в какой-то момент времени. Божественный замысел о мире так же вечен, как вечен Сам Бог. Уже цитировавшийся выше Иоанн Дамаскин следующим образом выразил эту мысль: Бог «созерцал все вещи прежде бытия их, от вечности представляя в уме Своем».
Конечно, это объяснение, как и все наши попытки описать непостижимые разумом вещи, хотя и приближает нас к пониманию того, что происходило до начала тварного бытия, но не дает полного и отчетливого представления. Из приведенной цитаты мы можем лишь заключить, что творение — это своего рода переход от вечных божественных умопредставлений и созерцания к реальному бытию мира, который произошел с появлением времени или, как писал святитель Василий Великий, «в начале времени» — ведь время, как и пространство, появились одновременно с первичной материей.
Важно подчеркнуть также, что Бог сотворил мироздание из ничего. Это означает, что все творение имеет источник бытия в своем Создателе и без Него существовать не может. Бог поддерживает и животворит мир, а последний существует исключительно в силу своей причастности Его Божественным энергиям. Все сотворенное несет на себе печать божественной благости и любви. Человек же, будучи венцом творения, свободным существом, созданным по образу и подобию Божьему, призван не только принять любовь Божию, но и вернуть Создателю свою любовь и таким образом принять участие в полноте божественного бытия.