Одна из величайших фигур в истории нашей цивилизации — Сократ, отличался тем, что задавал вопросы о вещах, которые все остальные считали само собой разумеющимися — например, «что есть справедливость?» или «что есть красота?». Некоторые из этих вопросов сильно раздражали сограждан — и Сократ оказался перед судом. Его защитительная речь дошла до нас; а в ней — знаменитые слова «Неиследованная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой». Эти слова стали девизом всей европейской философии. Что же такое «неисследованная жизнь»? Это жизнь, проходящая как бы в спячке, когда человек просто не задумывается о «больших вопросах» — как их, тысячелетия спустя, обозначил немецкий мыслитель Иммануил Кант, «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Можно жить повседневными радостями и огорчениями, мелкими конфликтами и страстями, как будто под наркозом перемещаясь от рождения к старости и смерти.

Можно проснуться и задуматься — что я здесь делаю? Для чего мне дана жизнь? Есть ли у меня надежда на что-то большее? Один из таких больших вопросов — вопрос о происхождении. Мы знаем, что мироздание существует. Мы знаем, что мироздание упорядоченно, в нем есть лад и устройство, которое ученые могут описать на языке математики. Мы знаем, что мироздание прекрасно — осенний лес, млечный путь, встающий над горами, бескрайнее море...

Уже очень давно — в той же Древней Греции — люди задумывались над причиной всего этого. Почему все это существует? В чем источник этого порядка и красоты? Люди видели за всем этим какой-то творящий Разум — не слепые силы, а Кого-то, кто привел вселенную в бытие (или, по крайне мере, упорядочил), кого-то, кто любит красоту, гармонию и порядок. Но, несмотря на эти прозрения философов, греки, как и другие народы были политеистами и поклонялись множеству богов, чаще всего связанных с силами природы.

Пока философы пребывали в догадках — иногда гениальных, иногда ошибочных — Бог, о котором они догадывались, открылся, заговорил, напрямую обратился к людям. Сначала — к одному человеку, по имени Авраам, о чем подробно повествует библейская книга Бытия. Это был не один из богов, а единый истинный Бог, сотворивший небо и землю. Бог установил с людьми определенные отношения — то, что Библия называет «Заветом». Так началась история Откровения.

То, о чем смутно догадывались лучшие из языческих философов, было открыто ясно. Мироздание существует, оно упорядочено и прекрасно, потому, что у него есть Создатель.

Бывают истины, которые никто особенно не оспаривает — потому что это никому не нужно. Они ни на что не влияют. Но одна истина — истина о Боге-творце — меняет все. Как мы живем и как мы умираем, что мы полагаем важным, а что нет, как мы видим себя, друг друга и мир в целом.

В наши дни довольно распространен взгляд, которому многих из нас учили в советской школе — Бога нет, есть только материя, которая вечно движется по своим неизменным законам.

Это взгляд хорошо выражает, например, французский ученый Жак Моно: «Человек должен наконец пробудиться от тысячелетнего сна, и, пробудившись, он окажется в полном одиночестве, в абсолютной изоляции. Лишь тогда он наконец осознает, что, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно как и к его страданиям или преступлениям... Человек наконец сознает свое одиночество в равнодушной бескрайности Вселенной, из которой он возник по воле случая». И, наверное, еще лучше — русский поэт Георгий Иванов:

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо — что никого,
Хорошо — что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

Все человеческие надежды, мечты, надежды и страхи — побочный продукт электрохимических реакций в коре головного мозга, которые навсегда прекратятся в момент физической смерти. Мироздание бесцельно и лишено какого бы то ни было смысла. Как сказал известный атеистический публицист Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия». Слепые и бессмысленные силы, приведшие нас в бытие, также слепо и бессмысленно нас уничтожат.

Библейское откровение прямо противоположную картину:

«Псалом хвалебный. Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род» (Пс. 99:1-5)

Мир сотворен Богом — инфузории и Архангелы, травинки и галактики, песчинки и люди, все, что мы видим — и что мы не видим. Бог замыслил и создал его, как писатель создает роман или композитор — симфонию. Разница тут в том, что писатель использует язык, и, как правило, образы, которые существовали до него, композитор не является создателем звуков — он только расставляет их определенным образом. Бог творит мир из ничего. Все, что существует только потому, что Бог так пожелал. Как поют спасенные в Книге Откровения, «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11)

Что это означает на практике? Очень много глубоко практических вещей, касающихся нашего достоинства, свободы, предназначения и надежды. Но об этом мы поговорим в следующих колонках.

7
9
Сохранить
Поделиться: