
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Зачем Бог устроил все таким образом, что в Него нужно верить? Ведь вера – это ограничение свободы человека. Не имея достоверной информации, а опираясь только на веру, человек не может сделать выбор в пользу истинной религии. Вера выглядит чем-то несовершенным, ограничивающим и спекулятивным.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение! На всякий случай сразу уточним определение "спекулятивный" – это термин из философского дискурса и переводится на русский как "умозрительный", то есть выведенный не из эмпирического бытия, т.е. не на основе практического опыта.
А теперь переходим к Вашему вопросу. Дискурс веры в православном мире обширен. Сам Христос говорит о том, как ценна для человека вера, и апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии передает Его слова, сказанные после уверения апостола Фомы: "блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:29). Позднее об этом же на заре жизни Церкви писал апостол Павел в Послании к евреям: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:1).
Вы можете открыть толкования святых отцов и прочитать об этих местах Писания, и Вы убедитесь, даже чисто логически, что, до тех пор пока у человека нет опыта духовной жизни и соприкосновения с благодатью Божией, он может только верить в то, что то, чему учит Церковь и что записано в Писании, правильно. Но это актуально только для самого начала духовного пути. Со временем, когда человек начинает вести духовную жизнь, у него начинает появляться личный опыт того, что такое Таинства и как они переживаются, того, что такое молитва, того, что такое Божия благодать, что такое общение с людьми, которые сильно продвинулись по пути духовной жизни... И тогда уже он опирается и на свой опыт, который свидетельствует о том, что в Церкви и есть правда и Истина. И даже потом, когда человек уже прошел далеко, бывают моменты, когда нужно просто поверить, скажем, опытному духовнику, что сделать нужно вот так.
Вера не ограничивает, на самом деле. Она дает человеку возможность начать делать то, что нужно, в тех ситуациях, в которых в него нет своего опыта, она дает возможность этот опыт набрать.
В смысле отсутствия эмпирики веру, наверное, можно назвать спекулятивной, может быть, даже и несовершенной, потому что о каком совершенстве можно говорить в начале пути? Но ограничивающей – нет, потому что именно с верой открывается духовный путь и Вы делаете первые шаги.
Можно провести аналогию: когда Вы изучаете иностранный язык или другие дисциплины, Вы не знаете, как их нужно изучать (т.е. методику) и не знаете, какие знания достоверны, какие учебники хороши, в конце концов, Вы сами не знаете даже как читаются сочетания букв. Но Вы верите педагогу, а дальше у Вас, по прошествии некоторого времени занятий, появляется свой опыт, и чем дальше, тем он больше и больше... А в какой-то момент Вы выходите на новый уровень и снова теряетесь - и опять доверяетесь педагогу, добирая необходимые знания.
Почему Бог так устроил с верой? Бог так не устроил. Изначально у первых людей был реальный опыт общения с Богом. А потом, после грехопадения, естественная живая связь с Богом была нарушена. Со стороны Бога все осталось неизменным – любовь к человеку, открытость ему навстречу, желание общения, а вот со стороны человека опыт греха, отделения от Бога вызвал искажения. И чтобы преодолеть то, что сейчас, а реальность после грехопадения, мешает естественной связи с Богом, и нужна вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, в том, чего человек на собственном опыте не знает, но знает от других, – с тем, чтобы самому войти в пространство опыта богообщения.
Что касается богообщения, мир сотворен Богом, он живет Им и благодаря Ему. Сам мир конечен, и жизнь к нем есть в той мере, в которой она есть от Творца, от Бога. Человек, как высшее существо со свободной волей, имеет привилегию быть с Творцом и уподобиться ему, поскольку сотворен по образу и подобию Божию. Поскольку человек сотворен по образу, он свободен, и уже Адам и Ева могли выбирать даже быть ли им с Богом или нет. Они выбрали, и теперь за этот выбор расплачивается все человечество. Христос дал людям возможности все же вернуться в естественное состояние и не зависеть при это от выбора праотцев. Теперь быть или нет с Богом – это личный выбор каждого человека. Просто нужно представлять себе, как устроен мир. Вы же понимаете, что, если съедите яд, отравитесь или умрете, если выйдете на оживленное шоссе, скорее всего, Вас собьет машина, много шансов, что насмерть, а если Вы будете правильно питаться и заниматься спортом, то сохраните здоровье и будете выглядеть лучше. Так и тут при выборе имейте в виду, что один выбор ведет Вас в бытие с Богом, в Жизнь Вечную и любовь, а другой – в небытие. И это совершенно точные сведения.
Помоги Вам Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
все верно, НО с последним не согласен.
Небытия не существует. Одни (кающиеся) будут с Богом(в раю) , другие (нераскаянные) БУДУТ без Него (в аду)
Так устроил не бог, а люди - его самозванные служители. Бог вообще вне этих интриг, поскольку его ни понять, ни осязать, ни видеть невозможно. Что четко обозначено в самих Евангелиях. Интересно, что когда к одеждам Христа прикоснулась блудница ( или больная), он ответил, что вера тебя спасла. Только не сказал что это за вера. Если человек не может найти в себе Христа, не может и жить по его заповедям. Веришь ты в это или не веришь нет разницы. Вера - это чувство сугубо индивидуальное и не подлежит исследованию и тем более направлению в "нужное" церкви русло
Что касается кровоточащей, исцелившейся от прикосновения, то евангелист очень конкретно говорят, какая вера спасла ее: "ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею." Мк5:28. Здесь видно совершенно недвусмысленно, что именно вера в Христа спасла ее. Если бы было совершенно неважно, во что она верила в этот момент, то и не важно было бы, к чьей одежде прикасаться, Вы не находите? Что касается веры в Бога и служения ему, то необходимость этого описана в первых четырех заповедях, полученных Моисеем, что четко обозначено в пятой главе книги Второзаконие.
Типичный ответ религиозного человека: ты должен верить потому что так сказал бог и его посланники. Если спросить достаточно вопросов все упирается в то, что просто нужно верить.
Бог это духовная личность. У него есть чувства и качества. Он не абстракция или совокупность чего то.
То что Ьог есть нужно не верить а знать точно, имея доказательства. А вот в обещания Бога действительно нужно верить. То есть. Нужно верить Богу.
Большинство верят в Бога но не верят Богу.
Если бог - это личность с качествами и чувствами - это не бог, а человек. Пусть даже совершенный. Бог - это не абстракция и не совокупность - это верно. Но он и не лдичность. ОН закон и принцип безусловной любви, которая выражается на физическом плане как безупречная гармония.Верующий не верит богу, а тому, что про него написано в библии и тому, что говорят священники. Должно быть исключительно банально, что стоит поступить в семирарию, получить сан и вещать с амвона, чтобы быть вестником бога. Чушь чисто человеческая.
То есть священникам, говорящим о Боге, верить нельзя, а Вам, говорящему о Боге - можно и нужно? Почему Вы уверены, что Ваши представления о Боге - не чушь человеческая?
Бог – это не существо, а совокупность всех Вселенских законов: как физических, так и духовных, механизм действия которых мы не до конца понимаем. Понятие – Бог, просто более понятно людям. Тот, кто живёт по этим вселенским законам и получает благостную и счастливую жизнь, а кто игно-рирует и нарушает, получает в жизни проблемы и страдания, и чем больше нарушений, тем больше этих проблем и страданий. А мудрость бога в том, что он НИКОГДА не берёт на себя никакой ответственности за поступки че-ловека: ты просил, я сделал, а за последствия я не отвечаю – отвечаешь ты сам. Того, кто не обращается к нему, того он не видит и не замечает. Каждый человек делает каждодневный выбор: куда пойти, с кем дружить и жить, где работать и т.п. Если выбор делаете по своей Душе и СВОИМ наклонностям и способностям, то и жизнь будет счастливой, а если нет, то будете каждый день получать проблемы, пока не одумаетесь и вернётесь на СВОЙ жизненный путь и займётесь СВОИМ делом, а не чужим. Так Бог направляет нас на путь истинный. Чем больше будете отклоняться от своего пути, тем больше и сильнее будут проблемы, вплоть до смертельного исхода. Погоня за материальными ценностями никогда и никому не приносила ничего хорошего: добившись богатства, человек становится его рабом и живёт в постоянном страхе его потерять. Умирая, душа уносит только духовное богатство и жизненный опыт, а материальное богатство остаётся нашим врагам.
Все неуверенные в себе такие!
Очень есть к месту цитата из Священного Писания про хомо сапиенсов: "Не надейтесь на князи, на сыны человеческие, в них несть спасения". Это из псалма фраза.