Вопрос читателя:

Зачем Бог устроил все таким образом, что в Него нужно верить? Ведь вера – это ограничение свободы человека. Не имея достоверной информации, а опираясь только на веру, человек не может сделать выбор в пользу истинной религии. Вера выглядит чем-то несовершенным, ограничивающим и спекулятивным.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение! На всякий случай сразу уточним определение "спекулятивный" – это термин из философского дискурса и переводится на русский как "умозрительный", то есть выведенный не из эмпирического бытия, т.е. не на основе практического опыта.

А теперь переходим к Вашему вопросу. Дискурс веры в православном мире обширен. Сам Христос говорит о том, как ценна для человека вера, и апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии передает Его слова, сказанные после уверения апостола Фомы: "блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:29). Позднее об этом же на заре жизни Церкви писал апостол Павел в Послании к евреям: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:1).

Вы можете открыть толкования святых отцов и прочитать об этих местах Писания, и Вы убедитесь, даже чисто логически, что, до тех пор пока у человека нет опыта духовной жизни и соприкосновения с благодатью Божией, он может только верить в то, что то, чему учит Церковь и что записано в Писании, правильно. Но это актуально только для самого начала духовного пути. Со временем, когда человек начинает вести духовную жизнь, у него начинает появляться личный опыт того, что такое Таинства и как они переживаются, того, что такое молитва, того, что такое Божия благодать, что такое общение с людьми, которые сильно продвинулись по пути духовной жизни... И тогда уже он опирается и на свой опыт, который свидетельствует о том, что в Церкви и есть правда и Истина. И даже потом, когда человек уже прошел далеко, бывают моменты, когда нужно просто поверить, скажем, опытному духовнику, что сделать нужно вот так.

Вера не ограничивает, на самом деле. Она дает человеку возможность начать делать то, что нужно, в тех ситуациях, в которых в него нет своего опыта, она дает возможность этот опыт набрать.

В смысле отсутствия эмпирики веру, наверное, можно назвать спекулятивной, может быть, даже и несовершенной, потому что о каком совершенстве можно говорить в начале пути? Но ограничивающей – нет, потому что именно с верой открывается духовный путь и Вы делаете первые шаги.

Можно провести аналогию: когда Вы изучаете иностранный язык или другие дисциплины, Вы не знаете, как их нужно изучать (т.е. методику) и не знаете, какие знания достоверны, какие учебники хороши, в конце концов, Вы сами не знаете даже как читаются сочетания букв. Но Вы верите педагогу, а дальше у Вас, по прошествии некоторого времени занятий, появляется свой опыт, и чем дальше, тем он больше и больше... А в какой-то момент Вы выходите на новый уровень и снова теряетесь - и опять доверяетесь педагогу, добирая необходимые знания.

Почему Бог так устроил с верой? Бог так не устроил. Изначально у первых людей был реальный опыт общения с Богом. А потом, после грехопадения, естественная живая связь с Богом была нарушена. Со стороны Бога все осталось неизменным – любовь к человеку, открытость ему навстречу, желание общения, а вот со стороны человека опыт греха, отделения от Бога вызвал искажения. И чтобы преодолеть то, что сейчас, а реальность после грехопадения, мешает естественной связи с Богом, и нужна вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, в том, чего человек на собственном опыте не знает, но знает от других, – с тем, чтобы самому войти в пространство опыта богообщения.

Что касается богообщения, мир сотворен Богом, он живет Им и благодаря Ему. Сам мир конечен, и жизнь к нем есть в той мере, в которой она есть от Творца, от Бога. Человек, как высшее существо со свободной волей, имеет привилегию быть с Творцом и уподобиться ему, поскольку сотворен по образу и подобию Божию. Поскольку человек сотворен по образу, он свободен, и уже Адам и Ева могли выбирать даже быть ли им с Богом или нет. Они выбрали, и теперь за этот выбор расплачивается все человечество. Христос дал людям возможности все же вернуться в естественное состояние и не зависеть при это от выбора праотцев. Теперь быть или нет с Богом – это личный выбор каждого человека. Просто нужно представлять себе, как устроен мир. Вы же понимаете, что, если съедите яд, отравитесь или умрете, если выйдете на оживленное шоссе, скорее всего, Вас собьет машина, много шансов, что насмерть, а если Вы будете правильно питаться и заниматься спортом, то сохраните здоровье и будете выглядеть лучше. Так и тут при выборе имейте в виду, что один выбор ведет Вас в бытие с Богом, в Жизнь Вечную и любовь, а другой – в небытие. И это совершенно точные сведения.

Помоги Вам Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.


Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
21
1
Сохранить
Поделиться: