Вопрос читателя:
Здравствуйте, зачем Бог послал Иисуса искупить грехи, если Бог Сам мог это сделать не убивая Своего Сына?
Игорь
Ответ священника:
Здравствуйте, Игорь!
Величественная и трагическая Крестная смерть Спасителя как центральное событие мировой истории обсуждается уже больше двух тысячелетий. И ответ на Ваш вопрос, который задавали очень много раз звучит довольно просто по форме, но сложно по содержанию. Господь Иисус Христос Сам, добровольно берет на Себя наши грехи, чтобы и спасти нас и не нарушить праведности Божией. Ведь Бог не только милостив, но и справедлив. Чтобы совершилась любовь и не пострадала справедливость, Господь Сам идет за наши грехи на тяжёлую и позорную смерть.
Православный публицист Сергей Худиев так пишет об этом: «Как говорит апостол Павел, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал 3:13). Христос умирает смертью проклятого на Кресте и в этой смерти полностью совершается осуждение нашего греха; этой смертью оно полностью исчерпано и нам приобретено полное прощение. Как говорил святой Максим Исповедник, «невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас» (Мистагогия, 8)». Подробнее его рассуждения Вы можете прочитать на нашем сайте.
Впрочем, есть и другие образы, объясняющие Крестную смерть Спасителя. Например, рассуждение святителя Григория Богослова: «Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита излиянная за нас кровь — кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием».
Другой образ некоторых богословов уподобляет Господа охотнику, который разрушает Своей смертью царство диавола, преодолевая Источником Жизни саму смерть и наше ей порабощение. Сходен с Ним и образ Христа как Воина, Крестом побеждающего диавола на оккупированной им Земле. Ведь выигрывает битвы не тот, кто готов безжалостно убивать всех вокруг, а тот, кто готов отдать жизнь за своих ближних. Крест здесь – ещё и способ очищения воздушного естества от демонов, плата за увлечения людей общением с падшими духами.
Третий образ, о котором говорит святитель Василий Великий, считает Крестную смерть Спасителя необходимой ступенью исцеления человеческой природы. Христос сначала в Своем человечестве окончательно преодолевает эгоизм, отделяющий любящего человека от любящего Бога. И после разрушения этой стены начинает обожение человеческой природы через причастие Своих Тела и Крови.
Мог ли Господь чудом удалить эту эгоистичную часть человеческой души? Но тогда он изуродовал бы Свой образ, который заключается в свободе. Поэтому Бог действует изнутри, через человека, изменив его природу в Самом Себе, а потом меняя нашу природу через Евхаристию.
Думаю, что каждая из гипотез имеет право на существование. Скорее всего все они описывают часть доступного нам понимание божественного откровения с разных сторон. Каждая из этих причин могла быть одной из тех, что повлияли на решение Господа, а о части причин, вероятнее всего, мы никогда и не узнаем, потому что в этом нет необходимости для спасения наших душ. Да и понять Бога разум человека попросту не способен.