Вопрос читателя:
Здравствуйте! Я хожу в соседский сельский храм. Настоятель сего храма заявил, что кто отмечал Новый год (и 8 марта), даже и вкушая постную пищу, не будут допущены к причастию. Сказал, что такие люди нарушили пост и не могут считаться христианами, так как Новый год - это языческий праздник. И такие люди будут допущены к причастию, исповедав сей грех и понеся епитимью. И как мне поступить? Сказать священнику сего храма, что встречал Новый год хоть постной пищей, как грех на исповеди и получить епитимью? И совпадает ли мнение настоятеля сего храма с мнением Церкви на счет встречи Нового года хоть с постной пищей - грехом?
Алексей
Ответ священника:
Здравствуйте, Алексей!
Чтобы ответить на Ваш вопрос священнику достаточно открыть Требник – книгу, в которой собраны последования частных богослужений и таинств. Чины молебнов, по традиции, в нем открывает молебное пение на новолетие. На самом деле Церковь просит Бога благословить каждый наступающий год и сделать его годом Своей благости и милости.
В последние десятилетия всё чаще это молебное пение совершается не в день церковного Нового года – 14 сентября по современному календарю, а накануне гражданского Нового года, то есть 31 декабря или 1 января. Петр Великий, который перенес празднование Новолетия с сентября на январь, при всех своих сложных отношениях с Церковью, вряд ли может считаться язычником. Поэтому Новый год точно не является сам по себе языческим праздником.
Второй аспект проблемы состоит в том, как встречать Новолетие. В некоторых храмах и монастырях служат Божественную литургию в Новогоднюю ночь, испрашивая благословения Божия на наступающий год в молитве. Остальные православные люди спокойно благожелают друг другу за постным столом, стараясь ограничить употребление спиртных напитков и просмотр не всегда пристойных новогодних телепрограмм. Как правило, этого достаточно для сохранения мира в семьях и православного благочестия.
Не могу ответить Вам за всю Церковь, но, на мой взгляд, подход настоятеля Вашего храма слишком строг. Он имел бы на него, отчасти, право, если бы сам совершал в новогоднюю ночь Божественную литургию и разделил со своими прихожанами радость молитвы и праздника. Если же такой возможности благочестиво встретить Новолетие отец настоятель своим прихожанам не предоставил, встретив Новый год в кругу своей семьи, то и пенять на прихожан не стоит.
Полагаю, Вам стоит задуматься о возможной смене храма и духовника. Поскольку строгость не по разуму может навредить духовной жизни.