Вопрос читателя:

Нужно ли советы священника исполнять как послушания — обязательно?

Анастасия

Ответ священника:

Дорогая Анастасия, обет послушания — то есть полного отречения от своей воли — дают монахи при постриге. Причем этот обет связан не с тем, что человек становится каким-то совершенно безвольным и зависимым существом, а с тем, что человек, вставая на путь именно одиночной духовной жизни (монашества) полностью отвергает свои прежние нецерковные привычки, можно сказать, отказывается от себя прежнего ради того, чтобы в полноте усвоить себе новые привычки, новый образ мыслей и образ жизни. И имя ведь в постриге меняется. Монах (а в истории монашества — и послушник, ученик при опытном старце) отказывается от своей воли ради того, чтобы стать новым, духовным и научиться жить правильно, духовно, по-христиански. Он и живет или при старце (исторически), или в монастыре, и во многом его жизнь организует уже не он сам, а монастырь: предоставляет кров, еду и все остальное, что нужно в быту.

Смотрите также:

Если говорить о мирянах, отказ от собственной воли не предусмотрен, потому что это другой способ жизни. Но если человек воспитан не в церковной семье, ему тоже нужно каким-то образом усвоить новый для него, правильный, духовный образ мыслей и образ жизни.

Если Вы осваиваете какое-то дело под руководством специалиста, Вы все же действуете не от себя, а по его инструкции. Например, мастер показывает подмастерью, как выбрать заготовку для детали, зарядить станок, обточить, как вставать нужно и как не надо, что запрещено, так как можно получить травму, в том числе несовместимую с жизнью... Если Вы учите иностранный язык, Вы все-таки берете грамматику и лексику не из головы, а от учителя, из учебников, от носителей языка. То есть при освоении любого нового дела человек сперва повторяет за тем, кто в этом деле более опытен, спрашивает, как ему быть в той или иной ситуации (как поступить, если деталь сломалась или как быть, если нужно перевести фразу с новой грамматикой и так далее) — и через эти вопросы, ориентируясь на слова учителей, постепенно усваивает себе нужный образ мыслей и уже, образно говоря, становится на ноги в том деле, которому учится. Проходит время — и вот уже бывший ученик уверенно обтачивает не только стандартные детали, но и сложные, а человек, который с трудом мог связать несколько слов и объясниться в настоящем времени, уверенно делает презентацию на иностранном языке и без проблем пишет деловые письма. Проходит еще время — и вот они оба уже могут подсказать другим начинающим, как им быть и что делать, а для себя советы спрашивают уже не про базовые вещи, а про более глубокие, сложные.

Ровно то же самое в духовной жизни. Когда человек делает первые шаги в вере, ему нужно научиться жить по вере. И здесь, конечно же, нужно следовать за своим наставником, священником. Со временем, с годами, если все происходит правильно, человек взрослеет и уже не спрашивает про вещи базовые, которые он усвоил, а обращается за советом по более глубоким и сложным вопросам.

Оговорюсь: задача — именно научиться вере. То есть, например, духовник может и должен подсказать, как молиться, на что обращать внимание в смысле грехов, как с ними бороться, что почитать и так далее. Духовник, если Вы ему доверяете, может подсказать что-то и по житейским вопросам, но все же предполагается, что, научившись жить по-христиански, какие-то именно личные и бытовые вопросы человек решает сам: где жить, на ком жениться или выходить замуж, какую машину купить и так далее.

Так что слушайте своего духовника в вопросах веры, но настройтесь так, чтобы Вам самой научиться быть христианкой, а не так, что отныне священник за Вас все решает. Ваше дело — не стать ребенком, за которого думает родитель, а, побыв немного ребенком в духовной жизни, то есть начав учиться самым простым вещам, начать постепенно взрослеть и становиться на ноги.

Помощи Божией!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
11
Сохранить
Поделиться: