За что умер Христос? – Православный журнал «Фома»
За что умер Христос?
Фото http://upload.wikimedia.org

За что умер Христос?

Сергей Худиев о страданиях, смерти и воскресении Христовым

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вспоминая перед Пасхой страдания и смерть Христа мы задаемся вопросом: зачем и ради чего Он пошел на крест? Для многих (как, например, для Белинского) — это смерть мученика «за правое дело». Для некоторых — просто еще одна несправедливость в ряду мировых несправедливостей, убийство хорошего человека, попавшего в водоворот политических и религиозных конфликтов того времени. Для кого-то — пример терпения перед лицом преследований. Нельзя сказать, что все это неверно. Но назвать Иисуса просто «великим Учителем нравственности» или просто мучеником за правое дело — значит недоговорить чего-то самого важного.

В третьей главе книги Бытия диавол, искушая первых людей, обещает, что вкусив плод познания добра и зла они не умрут. Это ложь. Возмездие за грех — смерть, и она абсолютно неизбежна. Тот же искуситель побуждает нас предъявлять претензии по этому поводу к Богу. Действительно, ну что, трудно Ему что ли как-нибудь взять и обойти собственный закон, раз он нас любит?

Представьте себе, что я совершил преступление — например, ограбил лавку. У меня есть друг — хороший, честный человек, который меня искренне любит, как родного брата. Я прошу моего верного, надежного друга, чтобы он обеспечил мне алиби — дал показания, что в момент совершения преступления мы с ним играли в шахматы. И тут он... отказывается. Он мой друг, и он меня любит, но он не будет лжесвидетельствовать — у него есть моральные принципы. Я могу быть очень недоволен — «Хорош друг! Не хочет спасти меня от тюрьмы, когда ему-то это ничего не стоит! И это называется дружба?» Но он действительно не хочет лжесвидетельствовать — именно потому, что он хороший и честный человек. Он будет носить мне передачи в тюрьму — а вот лгать его лучше не просить.

Также и Бога лучше не просить поступать по лжи. Но это не значит, что Он ничего не делает для нашего спасения. Он делает, но нечто иное — становится человеком и умирает за наши грехи. Это то, что человеческой гордости трудно проглотить — выходит, что мы виновные, плохие, испорченные люди, вся надежда которых в том, что за нас умер Невиновный, Преблагой и Непорочный? Именно так.

Если Вы, скажем, по пьяни устроили пожар, а Вас спас пожарный — Вас спас, а сам погиб в огне — Вы почувствуете себя глубоко пристыженным. Можно сохранять гордость, когда Вас незаслуженно унижают; невозможно сохранить ее, когда Вам оказывают незаслуженное благодеяние. Трудно задирать нос, зная, что за Ваши грехи умер Невиновный — поэтому эту весть так тяжело принять. Но возвещение Апостолов именно таково — «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1Пет.3:18)»

Вся наша надежда — и никакой другой надежды нет — на то, что за нас умер Невиновный. Страстная Седмица ставит нас перед этим фактом.

Евангелие подчеркивает это, свидетельствуя о том, что первый человек, попавший в рай, был разбойником, бандитом, который обратился к Господу уже умирая (Лк.23:42). Он ничем не мог загладить своих прошлых преступлений — он просто попросил о милости, о даре — и получил этот дар.

Но бесплатных даров не бывает. Если они бесплатны для получателя, это просто значит, что за них заплатил кто-то другой. Если друзья угощают вас обедом, то это потому, что они заплатили за продукты и потратили время на готовку. Если нам дарят что-то, маленькое или большое — для нас это бесплатно, но дарителям пришлось за это платить. Мы не платим за наши грехи, мы получаем прощение даром — потому, что за него заплатил Даритель. Как Он — устами Церкви — провозглашает на каждой Литургии, «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:27, 28). Оставление грехов обретено ценой Его крови — Его мучительного борения в Гефсимании, Его бичевания, Его Креста, Его оставленности, Его страшной смерти. Не существует «дешевой благодати». Вся благодать оплачена на Кресте. Мы обретаем прощение и вечную жизнь потому, что, как говорит Апостол, «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор. 15:3,4).

История Страстей напоминает нам эту истину — истину, которая преобразит нашу жизнь, если мы примем ее всерьез. Царь мироздания, который был «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5), кротко просит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15).

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (13 голосов, средняя: 4,62 из 5)
Загрузка...
10 апреля 2012
Поделиться:

  • Ирина
    Ирина2 года назадОтветить

    Все одно и тоже. Неинтересно и скучно. Лучше приведите пример, кого Христос вылечил в наши дни и кому помог. А эти ваши перемусоленные из древних писаний лохматых годов уже надоели. Вот я хожу в храм уже больше 15 лет и вижу одних и тех же бедолаг, которые мучаются ходят в церковь и видно, что они не испытывают никакой радости и облегчения и не получил ни должного исцеления или решения своих проблем, а все равно ходят. И веры то у них уже в глазах никакой, а одна ненависть ко всему. Вот я вас и прошу, покажите хоть один пример из современной жизни, где Иисус исцелил кого-нибудь или помог в решении трудного вопроса. А то начинают примеры приводить из 16000-х годов или времен древних мумий. А нам это уже неинтересно. Да и рекламки из святых мест тоже уже не прельщают никого. Бывали мы во многих местах и не увидели там особой святости,только одно хамство и обирательство.
    .