Для многих торжество Пасхи ограничивается одним днем, за которым наступают будни (пусть и сопровождаемые доеданием куличей и крашеных яиц). Церковь же призывает праздновать Воскресение Христово 40 дней (столько времени Господь пребывал на земле до Своего Вознесения), первая неделя из которых особенная — она называется Светлая седмица. Как провести эти дни правильно?
После трудов Великого поста, напряжения Страстной седмицы, переживания пасхальной ночи хочется выдохнуть, «расслабиться». Но как не растерять духовный багаж, который мы так кропотливо собирали много дней? В конце VII века святые отцы Трулльского Собора сформулировали правило, как проводить первую неделю после Пасхи: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание (соревнования в искусстве управления лошадьми. — Ред.) или иное народное зрелище».
Нас призывают праздновать Пасху в первую очередь духовно — приходить в храмы, молиться и причащаться. Этот призыв очень даже выполним: никогда службы не бывают такими короткими и радостными, как на Светлой! И если не каждый день, то хотя бы раз побывать на литургии в эти дни точно стоит — это, возможно, подарит вам самое радостное утро за всю весну.
Литургия на Светлой седмице служится каждый день, причем очень быстро — всего 40–60 минут. Ее предваряют часы Пасхи (ими же предлагается в эти дни заменять утренние и вечерние молитвы), на которых много раз поется пасхальный тропарь «Христос воскресе» — очень бодро и радостно. После совершается крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия и окроплением святой водой. Он символизирует шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.
Все богослужения Светлой седмицы совершаются при открытых царских вратах в знак того, что двери рая в эти дни открыты, а также как образ Гроба Господня, от которого ангел отвалил камень. Царские врата открыты и во внебогослужебное время (их закроют только в Светлую субботу перед вечерней службой), а во многих храмах в эту неделю разрешают звонить в колокола всем желающим.
Пост на Светлой седмице полностью отменяется, но приступать к таинству Евхаристии можно и нужно!
На Светлой седмице не венчают. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи! Все эти изменения обычного течения церковной жизни призваны показать, что семь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет».
Итак, верующие призваны в дни Светлой седмицы чаще бывать в храме и приступать к Причащению — это понятно. Но что делать в остальное время? Можно ли веселиться, встречаться с друзьями, ходить в кино, кататься на велосипеде и так далее? Все это можно, лишь бы не мешало мирному состоянию души. Собраться с близкими за праздничным столом, уделить время живому общению — хорошо и правильно, а вот сплетничать или ссориться — нехорошо. Погулять с детьми в парке, сходить в кино или театр на хороший фильм или спектакль — приветствуется, а играть в азартные игры или отправляться на мероприятие, где эмоции могут выйти из-под контроля (это и подразумевал запрет на «конское ристание или иное народное зрелище», сформулированный отцами Церкви в VII веке), — не стоит (впрочем, это для христиан не лучшее времяпрепровождение в любое время). Конечно же, нельзя злоупотреблять алкоголем и объедаться (это относится к любому дню года).
В целом правильно будет спланировать время так, чтобы максимально разгрузить Светлую седмицу от бытовых хлопот и от сложных рабочих проектов и уделить время Богу и близким.
«Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша», — учит апостол Павел. Радость пасхальный дней — это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая уже здесь, на земле. Не будем обкрадывать сами себя, проведем эти святые дни так, как учит Церковь, — это благодатный опыт, проверенный веками.