Александр Иванов, один из самых выдающихся русских художников-академистов, известен зрителю, в первую очередь, как создатель монументального полотна «Явление Христа народу». Однако предтечей этой картины послужила другая - «Явление Христа Марии Магдалене после воскресенья», законченная художником в 1835 году и в настоящее время находящаяся в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
В основе картины - сюжет о первой встрече воскресшего Спасителя с Марией Магдалиной, когда (согласно Евангелию от Иоанна), Христос говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему.» В изобразительном искусстве этот мотив был всегда популярен и нашел свое отражение как в православной традиции - в иконографии под названием «Не прикасайся ко мне», так и в западной - в творчестве Джотто, Корреджо, Тициана, Гольбейна и других.
Полотно создавалось Александром Ивановым в Италии, куда он был направлен в качестве пенсионера Общества поощрения художников в 1830 году. Когда картина была закончена, художник сначала показывал ее в своей мастерской в Риме и на выставке русских живописцев в Капитолийских музеях, где она заслужила множество лестных отзывов посетителей. Так, поэт Алексей Васильевич Тимофеев писал: «Явление Спасителя по Воскресении Магдалине“, сюжет, над которым трудились многие живописцы: но что в этой картине особенно хорошего, — положение Спасителя, — Это — Бог! Величие, кротость, уверенность, благодать, святость, могущество. Картина эта прекрасна.»
Позже, в качестве отчета перед Обществом поощрения, работа была отправлена в Россию, в Санкт-Петербург. Здесь она тоже имела немалый успех. Отец художника, тоже художник Андрей Иванов сообщал в письме сыну, что картина «производит сильное впечатление на душу зрителя по чувствам, в ней изображенным». «Явление Христа Марии Магдалене» было подарена императору Николаю Первому на именины, а Иванов получил звание академика.
Работая над образом Христа, Александр Иванов вдохновлялся скульптурными произведениями датского мастера Бертеля Торвальдсена, с которых выполнил немало набросков и зарисовок. А в качестве модели для фигуры он использовал другой образец - скульптуру Аполлона Бельведерского. Подобный подход весьма типичен для академической школы начала 19 века, сочетавшей в себе огромный интерес к античному наследию с обращением к христианским сюжетам.
Для достоверного изображения Марии Магдалины художник выполнил множество этюдов с двух натурщиц-итальянок. О работе с одной из них Иванов писал сестре следующее: «Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим лук самый крепкий, плакала; и в ту же минуту я её тешил и смешил так, что полные слёз глаза её с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса.»
Местом действия картины Александр Иванов опять же избрал свою любимую Италию, изобразив на основе ряда этюдов в качестве фона пейзажи римской виллы, о чем писал своему отцу так: «Письмо ваше я получил по приезде из Тиволи, где написал этюды столетних кипарисов, украшающих сад дука д'Эсте для картины моей «Иисус и Магдалина».
Шедевр Иванова отличает не только монументальные, почти «скульптурные» фигуры главных героев, замечательный уровень рисования и тончайшее мастерство живописца, особенно ярко проявившее себя в трактовке белых одежд Спасителя. А в образе Магдалины ему удалось проявить себя как тонкого психолога, вызывающего в зрителе полноту сопереживания библейскому чуду.
Успех картины на родине позволил художнику еще на 3 года оставаться в Италии, изучая искусство древности и Возрождения. Но уже в то время Александр Иванов оказался захвачен новой задачей и замыслил новое произведение - «Явление Мессии», в котором, как он сам говорил, должна была выразиться «сущность всего Евангелия». На выполнение этой задачи у мастера ушло 20 лет, а само полотно фактически стало памятником беззаветному служению искусству и вере.
Читайте также: