Александр Иванов, один из самых выдающихся русских художников-академистов, известен зрителю, в первую очередь, как создатель монументального полотна «Явление Христа народу». Однако предтечей этой картины послужила другая - «Явление Христа Марии Магдалене после воскресенья», законченная художником в 1835 году и в настоящее время находящаяся в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.

В основе картины - сюжет о первой встрече воскресшего Спасителя с Марией Магдалиной, когда (согласно Евангелию от Иоанна), Христос говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему.» В изобразительном искусстве этот мотив был всегда популярен и нашел свое отражение как в православной традиции - в иконографии под названием «Не прикасайся ко мне», так и в западной - в творчестве Джотто, Корреджо, Тициана, Гольбейна и других.

Полотно создавалось Александром Ивановым в Италии, куда он был направлен в качестве пенсионера Общества поощрения художников в 1830 году. Когда картина была закончена, художник сначала показывал ее в своей мастерской в Риме и на выставке русских живописцев в Капитолийских музеях, где она заслужила множество лестных отзывов посетителей. Так, поэт Алексей Васильевич Тимофеев писал: «Явление Спасителя по Воскресении Магдалине“, сюжет, над которым трудились многие живописцы: но что в этой картине особенно хорошего, — положение Спасителя, — Это — Бог! Величие, кротость, уверенность, благодать, святость, могущество. Картина эта прекрасна.»

Позже, в качестве отчета перед Обществом поощрения, работа была отправлена в Россию, в Санкт-Петербург. Здесь она тоже имела немалый успех. Отец художника, тоже художник Андрей Иванов сообщал в письме сыну, что картина «производит сильное впечатление на душу зрителя по чувствам, в ней изображенным».  «Явление Христа Марии Магдалене» было подарена императору Николаю Первому на именины, а Иванов получил звание академика.

Работая над образом Христа, Александр Иванов вдохновлялся скульптурными произведениями датского мастера Бертеля Торвальдсена, с которых выполнил немало набросков и зарисовок. А в качестве модели для фигуры он использовал другой образец - скульптуру Аполлона Бельведерского. Подобный подход весьма типичен для академической школы начала 19 века, сочетавшей в себе огромный интерес к античному наследию с обращением к христианским сюжетам.

Для достоверного изображения Марии Магдалины художник выполнил множество этюдов с двух натурщиц-итальянок. О работе с одной из них Иванов писал сестре следующее: «Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим лук самый крепкий, плакала; и в ту же минуту я её тешил и смешил так, что полные слёз глаза её с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса.»

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

Местом действия картины Александр Иванов опять же избрал свою любимую Италию, изобразив на основе ряда этюдов в качестве фона пейзажи римской виллы, о чем писал своему отцу так: «Письмо ваше я получил по приезде из Тиволи, где написал этюды столетних кипарисов, украшающих сад дука д'Эсте для картины моей «Иисус и Магдалина».

Шедевр Иванова отличает не только монументальные, почти «скульптурные» фигуры главных героев, замечательный уровень рисования и тончайшее мастерство живописца, особенно ярко проявившее себя в трактовке белых одежд Спасителя. А в образе Магдалины ему удалось проявить себя как тонкого психолога, вызывающего в зрителе полноту сопереживания библейскому чуду.

Успех картины на родине позволил художнику еще на 3 года оставаться в Италии, изучая искусство древности и Возрождения. Но уже в то время Александр Иванов оказался захвачен новой задачей и замыслил новое произведение - «Явление Мессии», в котором, как он сам говорил, должна была выразиться «сущность всего Евангелия». На выполнение этой задачи у мастера ушло 20 лет, а само полотно фактически стало памятником беззаветному служению искусству и вере.

Читайте также:

0
1
Сохранить
Поделиться: