Хронология раскола

История раскола началась в XVII веке, но не кончилась и по сегодняшний день. Она проходит через три с половиной столетия, и, чтобы разобраться в ней, нужно пройтись по всем ее ключевым датам.

16—17 века

Май 1551

Стоглавый собор канонизирует двоеперстие и сугубую аллилуйюАллилуйя — обычное богослужебное завершение псалмов, «слав» и кафизм, состоящее в возгласе «Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». Один из пунктов реформ Никона состоял в том, чтобы сугубую аллилуйю (двоекратное повторение этого возгласа) заменить на трегубую (троекратное повторение). — Ред., а также отмечает необходимость привести существующие церковные книги в соответствие с древними текстами, так как за века при переписке накопилась масса ошибок.

Конец 1640-х

Царю Алексею Михайловичу и Московскому патриарху Иосифу сообщают об имевшем место на Афоне сожжении книг московской печати как еретических. Иерусалимский патриарх Паисий, произведя дознание по случаю инцидента и не одобрив поступка, тем не менее выразил мнение, что именно московские книги погрешают в своих чинах и обрядах.

1640—1650-е

Вокруг протопопа Стефана Вонифатьева складывается кружок «ревнителей благочестия», целью которых было исправление и реформирование церковной жизни. Он объединяет в себе наиболее ярких богословов и деятелей Церкви, таких, как протопопы Аввакум Петров и Иван Неронов, а также будущий патриарх Никон.

1649

Иерусалимский патриарх Паисий в свой приезд в Москву высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царем в Константинополе. Это еще больше обострило разговоры о необходимости устранить расхождения в русской и греческой богослужебных традициях.

25 июля 1652

Избрание митрополита Новгородского Никона Патриархом Московским.

1654

Церковный собор, на котором принято решение провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским».

1656

В неделю Православия в московском Успенском соборе была провозглашена анафема тем, кто крестится двумя перстами. Столь резкие меры вызвали недовольство, в том числе среди «ревнителей благочестия», отношения которых с Патриархом к тому времени значительно ухудшились.

1658

В результате разрыва в отношениях с царем Никон самовольно оставляет Патриаршую кафедру и удаляется в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

1666-1667

Большой Московский собор, осудив и низложив Никона за самовольное оставление Патриаршей кафедры, анафематствовал одновременно и всех противников реформ. Начало активной борьбы со старообрядчеством, когда дело доходило до массовых самосожжений. Никон отправлен простым монахом на Русский Север, в Ферапонтов монастырь.

1668-1676

Восстание Соловецкого монастыря из-за реформ Патриарха Никона, правительственные войска вынуждены восемь лет осаждать монастырь.

1681

Сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич дозволил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но в пути Никон умер и был похоронен по патриаршему чину. В этом же году в Пустозёрске сожжен протопоп Аввакум.

1685

Знаменитый указ царевны Софьи «12 статей», на основании которого были казнены тысячи старообрядцев.

Конец 17 века

Возникает поповство — наряду с беспоповством, одно из двух основных течений в старообрядчестве. Его специфика — наличие собственного духовенства, которого нет у беспоповцев.

18 век

Начало 18 века

Прекращение открытых гонений на старообрядцев с началом реформ Петра I. В 1716 году старообрядцам было дозволено открыто жить в селах и городах, но при условии платежа двойного податного оклада и без права проповеди своего учения. Записавшиеся в двойной оклад были ограничены в гражданских правах и должны были нести дополнительные повинности.

1770

С разрешения Екатерины Великой возникает центр старообрядчества на Рогожском кладбище в Москве.

Конец 18 века

Возникает единоверие, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) признают новообрядное священноначалие. Единоверие регламентировалось особыми правилами, принятыми по инициативе московского митрополита Платона (Левшина).

19 век

1830-е

Возобновление преследований старообрядцев с воцарением Николая I. В частности, принят ряд мер, запрещавших старообрядцам принимать беглых священников.

1846

С присоединением к беглопоповцамБеглопоповцы — название старообрядцев, которые принимали священство, поставленное в канонической Православной Церкви, но по тем или иным причинам перешедшее к старообрядцам. Беглопоповцы были особенно многочисленны на Западном Урале, на Дону, в Северской области и на Черниговщине. — Ред.. Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Поповича) возникла Белокриницкая иерархия, в настоящее время называющая себя Русской Православной Старообрядческой Церковью.

1871–1874, 1875–1881

Выход знаменитой дилогии «В лесах» и «На горах» писателя П. И. Мельникова-Печерского, который был чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел по искоренению раскола. В книгах подробно описаны быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев и Комаровского скита.

20 век

17 апреля 1905 года

Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» ввел наименование старообрядцев взамен тогда употреблявшегося названия раскольников. Также фактически разрешил свободное строительство молитвенных старообрядческих домов и храмов.

1920-е

К беглопоповству присоединился обновленческий епископ Николай (Позднев), положив начало так называемой Русской Древлеправославной Церкви.

23 (10) апреля 1929 года

Патриарший Священный синод признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».

1971

Поместный собор Русской православной церкви утвердил постановления патриаршего Священного синода о признании старых русских обрядов спасительными и упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года.

1974

Аналогичное решение приняла и Русская Православная Церковь за рубежом.


0
1
Сохранить
Поделиться: