Патриарх Никон и «бунташный век»: попытка анализа
22 февраля 1653 года началась церковная реформа патриарха Никона. До сих пор в обществе нет единого мнения относительно тех событий.
«Капитанская дочка»: почему ее называют самым христианским произведением русской литературы?
Повесть, которая куда сложнее и глубже, чем принято считать. Что же такого есть в «Капитанской дочке», оставшееся за рамками школьной программы?
Встречайте PDF октябрьского номера!
С завершением октября, по сложившейся традиции, представляем PDF октябрьского номера, доступный для скачивания.
К сожалению, не все имеют возможность читать журнал «Фома» в печатной версии. А на сайт нам удается вывесить далеко не всё. Поэтому по окончании каждого месяца мы выкладывает его в pdf-формате. Чтобы посетители сайта могли хоть таким образом «подержать» вышедший номер «в руках».
ОТКРЫТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА
Мне повезло. Я работаю фотографом двадцать лет — и по большей части снимаю людей очень простых. Это не какие-то звезды и политики, это жители провинции. Казалось бы, и судьбы у них совершенно обычные. Но именно своей простотой эти люди настолько интересны, что знакомство с ними всегда рождает какое-то размышление о жизни: о ее цели, о смысле… Какое-то неясное, несформулированное ощущение западает в душу — и только спустя некоторое время понимаешь, что встреча с тем или иным человеком в чем-то изменила тебя самого.
Библиография. «Фома» №10(102) – октябрь 2011
Патриарх Никон и раскол. О причинах, хронологии и последствиях церковного раскола XVII века.
Зернышко. Поэзия Ольги Клюкиной
Сегодняшняя гостья «Строф» трудится в литературе уже давно. Правда, до последнего времени стихов она не писала. Уроженка Приволжья Ольга Клюкина пишет прозу. Читательская же известность пришла к ней сравнительно недавно, когда в 2002 году появился роман «Эсфирь», — отсылающий своим названием к одноименной ветхозаветной книге. Переложенная в художественную форму история о девочке по имени Гадасса, о наложнице, которая стала царицей и спасла свой народ от беды, захватила многих светских читателей.
ЛЮБОВЬ КАК ПОВСЕДНЕВНЫЙ ПОДВИГ
В новой книге Марии Городовой «Колыбель огня»*, составленной на основе многолетней переписки журналистки со своими читателями, собраны самые разные письма —
о смысле жизни, о любви, о поисках себя, смешные, сердитые, полемические. Но есть среди них три, буквально взрывающие сознание и вызывающие того, кто их читает, на разговор на самую больную и непостижимую для большинства из нас тему — в чем смысл страданий и смерти наших близких.
АНГЕЛ ПО ИМЕНИ СМЕРТЬ
Старики, зачем и кому они вообще нужны? Ну ладно раньше: они и с внуками сидели, и по хозяйству помогали, и в очередях стояли, пока дети работали. Но сейчас… Какие Арины Родионовны?! Теперь бабушками становятся лет в сорок, без отрыва от карьеры и личной жизни, и еще успевают собственным малышом напоследок обзавестись, а дедушки, если здоровье позволяет, крутятся кто в бизнесе, кто на двух работах. Но и они жалуются, что не понимают своих детей и внуков, не находят с ними общего языка. А уж семидесятилетние…
ТАЙНА, КОТОРОЙ СТОИТ ПОДЕЛИТЬСЯ
Можно ли, усыновив ребенка, выдать его за кровного? Стоит ли сохранять тайну усыновления, и каковы последствия этой секретности? Откуда вообще взялся этот обычай?
Разум, ведущий к вере
Нас много и настойчиво уверяли (и уверяют), что разум и вера противоречат друг другу или, по крайне мере, никак не связаны. Это неправда — разум ведет к вере, а вера просвещает разум. Разум — не только Откровение — свидетельствует нам о Творце.
ГДЕ ИСКАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ
Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Владимир Телин создает в своих полотнах одухотворенный, красивый мир русской деревни. Даже в изображении города, например, родной художнику Москвы, неожиданно возникает деревенский мотив. По мнению Владимира Никитовича, в деревенской жизни, неразрывно связанной с ритмами природы, и есть истоки человеческой цивилизации.
Автор в поисках жанра и себя
Чем примечательна эта книга?
Мы смотрим на имя на обложке. Имя это несомненно и очевидно принадлежит рок-звезде, довольно легендарной. Берёмся читать (точнее, предвкушать)… и ничего подобного. Никаких доверительных повествований про богемные изыски времяпрепровождения. При этом книга несомненно личная, несомненно искренняя, несомненно откровенная. И в том, что она при всём при том именно такая, какая она есть — её первый message, как у нас нынче принято говорить, а переводить — как послание, и состоит оно в том, что внешнее с годами становится неважным, потому что человек научается смотреть внутрь предметов и событий.