Взгляд с ЗападаОтношение к кризису, к путям его разрешения и формам борьбы за социальную справедливость совпадают у всех христианских конфессий. Чтобы подробнее узнать мнение западных христиан об этих проблемах, мы обратились к двум видным специалистам в области социальных и экономических воззрений католического и протестантского мира.

 

Католический священник Жан-Ив Кальвез, философ, теолог, участник подготовки Пастырской Конституции о Церкви в современном мире («Gaudium et spes»), принятой на Втором Ватиканском Соборе, иезуит, Париж

Мир — сам по себе ценность

Католики уже некоторое время ждут новой социальной энциклики, которую должен выпустить Папа. Возможно, что ее задержка связана с необходимостью отреагировать на такой новый фактор, как кризис. Однако общее отношение к вопросу социальной справедливости в католической Церкви есть, и оно восходит к 1929-31 годам, то есть к периоду Великой Депрессии.

Тогда католики резко выступили против экономики, основанной на безудержной конкуренции без правил, порождающей безработицу и банкротства. Примерно такова же их позиция и сегодня. Она получила свое выражение в нескольких документах: один из них Святой Престол направил на Международную конференцию по финансированию развития, которая проходила в Дохе, а другим стало письмо Папы премьер-министру Великобритании Гордону Брауну, встречавшему в Лондоне членов «большой двадцатки».

В обоих случаях католическое руководство привлекает особое внимание к наиболее бедным странам, практически не имеющим голоса в нынешнем мире, но более всего страдающим от кризиса.

И тем не менее католики ждут более жестких выступлений, например, от местных епископов.  Совершенно очевидно, что нужно вновь озвучить церковную позицию: в центре сегодняшних проблем лежит мировая экономическая концепция, которая слаба и пагубна, потому что ее механизмы основаны на личных интересах каждого. Если в этих условиях мы не восстановим этику финансовых отношений, мы не получим по-настоящему надежной системы регулирования экономики. Как сказал Папа Римский в письме Гордону Брауну, этика — это не «внешняя» сторона кризиса, а «внутренняя». И так как эта проблема еще не затрагивалась, я не уверен, что решения, принятые на съезде «большой двадцатки» в Лондоне, достаточны для совершения той глубокой реформы, без которой мы вернемся к злоупотреблениям и кризисам.

Считают ли католики, что для решения подобных проблем можно прибегнуть к гражданскому неповиновению? Безусловно, в определенной ситуации именно так и следует поступить. Гражданское неповиновение может быть использовано в качестве инструмента для достижения всеобщего блага (если уже нет иных), как-то повлиять на ситуацию. Но вступая на этот путь, нужно трезво взвесить и постараться понять, куда он приведет. Помните, что мир всегда лучше войны (тем более гражданской) — он сам по себе ключевая ценность общественного блага, и жертвовать ею без веской на то причины не следует никогда.

Доктор Рогате Р. Мшана, лютеранин, руководитель программы Всемирного совета Церквей «Бедность, богатство, экология», Женева Ошибка протестантской этики

Я считаю, что понятие Любви, дарованное нам Христом — это тот самый мотив, который делает для христиан возможной борьбу с несправедливостью. Вестись она может в любых формах, но только ненасильственным путем. Более того, христиане всюду должны быть на передовой такой борьбы, и если это потребуется для достижения цели, для христианина вполне допустимым является и гражданское неповиновение, ведь есть немало его форм, не требующих кровопролития и анархии. К примеру, призывы к бойкоту тех или иных корпораций, массовые публичные выступления, выдвигающие требования к властям и так далее.

Но самое главное, важно, чтобы христиане всегда оставались христианами, и черпали свои представления о социальной справедливости из Библии, читая ее, стараясь мыслить так, как учил нас Господь.

Если пытаться ответить на вопрос о дне сегодняшнем, то очевидно, что и сегодня христианам есть повод громко заявлять о своей позиции и есть за что бороться в сегодняшнем мире.

Современный западный капитализм во многом основан на протестантской этике, но воплощает лишь некоторые ее постулаты, и именно в этом — корень его проблем. Действительно, протестантизм говорит о том, что от человека ожидалось, чтобы он копил богатство, но в то же время и тратил его на других, помогал ближним. Проблема этой этической структуры состоит в том, что она совершенно не приспособлена для мира, поощряющего алчность.

Увы, сегодня мы как раз и живем в системе, признающей только рациональную часть этики. Накапливать? Да. Проявлять Евангельское милосердие? Зачем?

Руководители банков пустились в разгул алчности с тем, чтобы приобрести больше богатства, но потерпев неудачу из-за надутых ими пузырей, они так и не понесли ответственности за свои ошибки. Хотя им подали руку спасения, они всё равно не стали давать в долг.

А ведь просто ради спасения нашей социально-экономической системы им стоит вспомнить слова из Библии, где раб, которого Господин простил за его долг, стал требовать возвращения долга от человека, который в свою очередь задолжал ему. И навлек на себя кару Господина.

Сегодня мы имеем дело с нравственным кризисом. Таким образом, сегодняшний кризис несет в себе признак определенной несостоятельности протестантской этики. И кому как не христианам пытаться изменить это положение вещей?

 

 

0
0
Сохранить
Поделиться: