В Ветхом Завете в рассказе о возвращении домой родоначальника еврейского народа Авраама после победы над врагами есть эпизод его встречи с Салимским царем Мелхиседеком. В чем смысл этой встречи и какое значение имеет личность Мелхиседека для Нового Завета? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».
Что произошло во время встречи Аврама с Мелхиседеком?
В книге Бытие рассказывается, что, когда Аврам, в имени которого в описываемую пору еще не было второй буквы «а» (о том, как она появилась вы узнаете из следующей статьи нашего проекта), после одного из победоносных сражений возвращался домой, его встретил Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои (Быт 14:18–20).
А можно поподробнее?
После описания неудавшегося строительства Вавилонской башни, положившего начало образованию наций и народностей, библейское повествование сосредотачивается на истории Аврама, сына Фарры, которому суждено было стать родоначальником еврейского народа. Одно из важных событий в жизни Аврама, имевших символическое и пророческое значение, — его встреча с царем Салима Мелхиседеком.
В ту пору Аврам жил у дубравы Мамре (Быт 14:13), вблизи современного Хеврона. Однажды ему сообщили, что его племянник Лот оказался в плену у эламского царя Кедорлаомера. Аврам, человек состоятельный, имевший множество слуг и рабов, выступил с ними против неприятеля и его союзников, одержал победу и возвратил все имущество, захваченное вместе с Лотом и другими людьми.
Когда Аврам возвращался домой после победы, его встретил Мелхиседек, царь Салимский, названный в Писании священником Бога Всевышнего. Царь предложил Авраму хлеб и вино и произнес благословение, которое цитировалось ранее. В знак благодарности за благословение Аврам дал Мелхиседеку десятую часть из всего, что он добыл в сражении.
Это единственное место в Ветхом Завете, где фигурирует Мелхиседек. Его таинственная фигура более не встречается на страницах Писания. Впоследствии царь Давид, пророчески предвозвещая приход Мессии,однажды вспомнит о нем в одном из псалмов: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4).
Какое продолжение эта история находит в Новом Завете?
Значение личности Мелхиседека для понимания новозаветных реалий, раскрывает апостол Павел. В Послании к Евреям он обращает внимание на город, в котором царствовал Мелхиседек, и толкование имени царя: Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира (Евр 7:1–2). Действительно Мелхиседек в буквальном переводе с еврейского означает «царь правды», а название города Салим переводится как «мир».
Апостол Павел видит в Мелхиседеке прообраз Самого Иисуса Христа. В имени «царь правды», по мнению апостола, содержится указание на Спасителя, сказавшего о Себе Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6) и явившего человечеству высшую правду. Другое наименование — «царь мира» — говорит об Иисусе Христе как Примирителе людей с Богом. Царем праведным (Зах 9:9) и князем мира (Ис 9:6) называют будущего Мессию соответственно пророки Захария и Исаия. В похожих выражениях провозвещает о Нем и пророк Иеремия: вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» (Иер 23:6).
Вспоминая слова царя Давида о священстве Христа по чину Мелхиседекову, апостол Павел подчеркивает, что как священническое достоинство Мелхиседека имело, очевидно, божественное происхождение, так и Христос является Священником с большой буквы не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей (Евр 7:16). Как Мелхиседек был царем, не принадлежал к священническому роду и получил священство не от людей, но от Бога, так и Христос был поставлен на Свое мессианское священническое служение Богом Отцом.
Всматриваясь в события встречи Аврама с Мелхиседеком нельзя пройти мимо эпизода с хлебом и вином, которые вынес Мелхиседек Авраму. Эти дары — не что иное, как прообраз новозаветной Евхаристии, таинства Причастия, учрежденного Иисусом Христом во время Тайной Вечери накануне Его крестных страданий. В Сионской горнице Господь предложил Своим ученикам хлеб и вино, сказав, что это — Его Тело и Кровь. «Видя образ, помышляй об истине, и дивись силе божественного Писания, как оно заранее и задолго открыло нам то, чему надлежало быть впоследствии», — пишет об этом святитель Иоанн Златоуст.
Так, еще задолго до учреждения ветхозаветного священства, в Библии появляется прообраз Спасителя и истинного Первосвященника Иисуса Христа.
В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета?
Ветхозаветное священство, учрежденное в Израильском народе позже, во время исхода евреев из Египта, основывалось на происхождении из колена Левия, третьего сына правнука Аврама Иакова, а священство по чину Мелхиседека определяется Божьим призванием, праведностью и готовностью следовать воле Божьей. Противопоставляя ветхозаветное священство священству Христа, апостол Павел пишет: тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7:23–25).
Подчеркивание апостолом Павлом, что Христос, не принадлежавший по рождению к колену Левия, — священник по чину Мелхиседека, священство Которого имеет непреходящее значение, звучало для его современников непривычно и шло вразрез с тогдашними представлениями. В этих словах — отказ от формальных, узких рамок Ветхого Завета, открытие новой перспективы абсолютной духовной свободы и спасения во Христе, Который, будучи истинным Первосвящеником, принес Себя в жертву за грехи людей и навсегда стал единственным посредником между Богом и человеками (1 Тим 2:5). Он всегда жив, всегда ходатайствует за нас перед Богом, в Его личности каждый из нас может спастись, стяжать настоящую правду и совершенный мир.
Образ Мелхиседека, которого апостол характеризует также как человека без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Евр 7:3) свидетельствует, что христианство дало возможность спасения для всех людей, независимо от происхождения, национальности и положения, открыло для человечества новое духовное пространство, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).