Эпоху Сергия Радонежского, странствия его, духовные подвиги, необыкновенный взлет русского монашества невозможно понять, если вглядываться в одну лишь жизнь церковную, в одни лишь жития и патерики.

Русская церковь того времени была чем-то вроде жемчужного зерна в скорлупе обычного ореха. Ее деяния придавали смысл этой самой скорлупе. Вне судеб святого Алексия, митрополита Московского, преподобного Сергия, их учеников история Руси XIV столетия — всего лишь нагромождение политических интриг, походов и сражений. Но если соединить их с историей духовного труда великих иноков Сергиевского времени, то они приобретут значение драгоценности, ибо без них нельзя помыслить, почему святой Алексий, святой Сергий и прочие столпы благодати совершали важнейшие поступки, произносили памятные слова...

Источник фото http://gvardiya.ru/
Источник фото http://gvardiya. ru/

Конечно, жемчужное ядрышко святости можно отделить от политической «скорлупы». Но существует ли способ доискаться до того, как родилось это ядрышко, если сбросить со счетов реальность княжеского междоусобья, борьбы с Литвой и Ордой, гибельных эпидемий и печального безлюдья в Северной Руси?!

А среди великих исторических личностей Сергиевской эпохи первое место занимает великий князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским. На протяжении многих лет он находился в духовном и политическом диалоге с преподобным Сергием. Относительно недавно Русская церковь канонизировала его как самоотверженного борца за сохранение веры, главу православного воинства.

Дмитрий Донской... Какое известное имя! В каждом учебнике по истории русского Средневековья найдется о нем глава или хотя бы параграф. Сколько научных статей, монографий, так или иначе связанных с его жизнью! Сколько научно-популярной литературы! Казалось бы, о нем всё давно известно, всё написано!

Но.

Как ни парадоксально, до 2014 года не существовало научной биографии Дмитрия Донского. Отдельные очерки. Труды о периоде его правления. О политической, экономической, культурной жизни Руси, о битве на поле Куликовом. Да о чем угодно! А вот подробное, научно-обоснованное жизнеописание столь значимого героя наша академическая общественность так и не создала.

Несколько месяцев назад в серии ЖЗЛ появилась книга «Дмитрий Донской», написанная известным московским историком, зав. кафедрой на историческом факультете МГУ Николаем Сергеевичем Борисовым. С появлением этой научной биографии зияющая брешь в исторической литературе о Руси XIV века была закрыта.

Труд Н. С. Борисова имеет как минимум три высоких достоинства.

Во-первых, он построен на тщательном изучении исторических источников и весьма полном знании тех дискуссий, которые породило их толкование в академической науке. Это не какая-нибудь шарлатанская фоменковщина, это слово солидного специалиста. Автор открывает читателям главные секреты в лаборатории историка-специалиста: что дает летопись, и где она лжет; насколько скуден документальный материал по русской истории XIV века; где можно ждать достоверности от жития, а где на него полагаться не стоит... Автор подает историю Московского княжества в контексте многочисленных переплетений в судьбах иных русских земель: Твери, Рязани, Новгородской вечевой республики и Нижнего Новгорода. Он тщательно препарирует «биографии» соседей Руси — ветшающей, распадающейся Орды и крепнущей, могущественной Литвы. Он не фокусируется на одной личности, но щедро повествует о целом сонме великих людей:

«Героическая „эпоха Куликовской битвы“ не сводится к одному лишь Дмитрию Донскому, подобно тому как „золотой век русской поэзии“ не сводится к одному Пушкину. В это понятие входит деятельность целой плеяды выдающихся русских людей второй половина XIV столетия. Эти люди по-разному представляли будущее Руси. Они ссорились и враждовали друг с другом. Но их многое и объединяло. Они играли свои роли в одной исторической драме, имя которой — Возвышение Москвы», 

— говорит Борисов.

И он нигде не пытается приподнять трудную, кровавую реальность того времени на патриотические котурны. Что было — то было, уроки Господа Бога людям заключены в реальной истории, а не в прекрасных мифах, создаваемых неправильно понятым благочестием и медью казенных фанфар. Дмитрий Донской в трактовке Борисова — отнюдь не безгрешный политик. Бывало, он ошибался. Бывало, совершал неподобающие поступки под действием страстей, раздиравших его могучую личность. Бывало, даже Церковь ставил в унизительное положение. Но все-таки Дмитрий Донской у Борисова — христианский правитель, чувствующий на своих плечах бремя истинной царственности, мужественный ратоборец за веру и землю свою.

Во-вторых, Николай Сергеевич, в отличие от историков советского времени и очень большого числа современных ученых, сознает, до какой степени жизнь человека Сергиевского времени была пронизана христианством, до какой степени Церковь являлась духовной владычицей Руси. Отношение автора книги к Церкви сочетает в себе приличествующее почтение и, одновременно, стремление к исторической правде. В его трактовке Сергий Радонежский — огромная фигура, истинный духовный наставник Московской Руси. Но Борисов показывает и то, что меж Сергием и Дмитрием Донским далеко не всегда царило согласие. Было и благословение Сергия на битву с ордынцами, была и скверная «замятня на митрополии», связанная с амбициозными планами государя использовать Церковь как подручный политический инструмент.

Наконец, в-третьих, книга написана не академическим неудобьговорением, а нормальным литературным русским. Автор строит художественные образы, наслаждается, создавая масштабные метафоры, играет. Порой даже чуть заигрывается. Так, развитие образа ведет его к мысли о «вырождении» Кашинской ветви Тверского княжеского дома, а фактов, надежно подтверждающих эту идею, нет. Но... книга, сделанная удало, задорно, сочно, пусть и с лихими лексическими подскоками, всегда лучше книги, где в каждом пункте соблюдены словесные приличия, а сумма выглядит унылой монотонной серостью. Разница между первой и второй — как между свежим мясом и глубоко замороженным!

Стоит попробовать...

0
0
Сохранить
Поделиться: