15 лет назад, 17 мая 2007 года, в храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр торжественно подписали Акт о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви. Это было не просто примирение верующих, не просто прекращение затянувшейся почти на сто лет гражданской войны. Это был прецедент, пример преодоления, казалось бы, неизлечимого раскола.

Восстановление единства Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей: рассказываем, как это было
Фото https://foto.patriarchia.ru/

«Человекам это невозможно…»

Чем ближе была назначенная дата, тем сильнее разгонялась информационная волна: то ползли слухи о тяжелой болезни и чуть ли ни смерти патриарха Алексия II, а когда он появился перед прессой, начались вбросы, что треть членов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) против восстановления единства с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Одним словом, задумал доброе дело — жди искушений.

История христианства — это история миссионерства на крови, гонений, мученичества и распространения, несмотря на невозможность этого распространения. В XX веке весь мир видел, как в Советском Союзе за веру расстреливали, ссылали, объявляли врагами народа священников, монахов и мирян. Правда, в Великую Отечественную войну многие храмы открыли, но уже во времена «оттепели» гонения возобновились. Теперь это мученичество легло в основу примирения, в реальность которого, казалось, до последнего момента не верили даже те, кто годами участвовал в бесконечных переговорах по этому поводу.

Как появилась РПЦЗ

История РПЦЗ — ее еще называют «карловацкой» — началась в разгар гражданской войны, когда юг России был занят белой армией. В мае 1919 года в Ставрополе состоялся Собор, учредивший Временное высшее церковное управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий). Но первое заседание Управления в ноябре 1920 года прошло уже на пароходе, который вез беженцев из Крыма в Константинополь.

Каноническим основанием появления РПЦЗ стало принятое в 1920 году постановление патриарха Тихона, Синода и Высшего церковного управления, позволявшее епископам в условиях гражданской войны создавать временные объединения. Однако уже осенью 1921 года в Югославии, в сербском патриаршем дворце в Сремских Карловцах, прошел Собор, который открыто не признал большевистский переворот в России. В ответ — под давлением большевиков — патриарху Тихону пришлось издать указ, упраздняющий Высшее церковное управление. 

Окончательный разрыв отношений с Москвой произошел после принятия в 1927 году декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней. Епископы, находившиеся за рубежом, естественно, категорически ее не приняли.

«Время раздирать, и время сшивать»

После распада СССР мгновенного изменения в отношениях Церквей не произошло. Шли дискуссии, пока в апреле 2003 года не возник план восстановления единства при сохранении автономии Зарубежной Церкви. В ноябре 2003 года в Москву с официальным визитом приехали виднейшие иерархи РПЦЗ. А в мае 2004 года состоялась встреча патриарха Алексия II и предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра, которым удалось наконец найти общий язык. 

Решили продолжать вместе изучать церковную историю ХХ века, особенно подвиг новомучеников и исповедников Российских и опыт существования Церкви в условиях гонений. А паломничество к российским святыням — в Екатеринбург, Курск, Нижний Новгород и Дивеево — уверило зарубежных епископов и священников, что вера православная на Руси не исчезла.

Начались рабочие встречи, объявили об урегулировании имущественных разногласий, подготовили проект документа «О каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви». 

Споры о прошлом двух ветвей российского православия закончились. Оставалось решить основной вопрос — евхаристического общения, поскольку существовал запрет исповедоваться и причащаться друг у друга.

«Будем помнить уроки вразумления Божия»

Восстановление единства Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей: рассказываем, как это было
Фото https://foto.patriarchia.ru/

Наконец обо всем договорились: РПЦЗ будет самостоятельной в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, а высшую власть в ней будет осуществлять ее Архиерейский Собор. И только решения, выходящие за пределы компетенции Собора, будут приниматься по согласованию с Московским Патриархом. 

А еще решили отказаться от всех взаимных упреков и признать утратившими силу все ранее изданные акты, которые препятствовали полноте канонического общения.

В мае 2006 года IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско почти единогласно открытым голосованием принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве.

А через год Акт о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви был подписан. Болезнь, вызванную не столько церковными, сколько политическими причинами, удалось преодолеть, подведя итог жизни и служения предстоятелей: вскоре после воссоединения отошли ко Господу и митрополит Лавр, и патриарх Алексий II.

Патриаршее послание, зачитанное на подписании Акта, заканчивалось словами: «Возрадуемся же о нашем единении. Будем помнить уроки вразумления Божия и крепко беречь связующий нас союз любви. Будем хранить в чистоте веру нашу православную и отвращаться от соблазнов окружающего нас суетного мира. Да утвердит Господь святую Свою Церковь и сохранит ее необоримую от всех расколов и нестроений во веки веков».

***

Текст Акта о каноническом общении

Восстановление единства Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей: рассказываем, как это было
Фото https://foto.patriarchia.ru/

Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3/16 мая 2007 года в Москве, и смиренный Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, купно с Преосвященными Архиереями — членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5/18 апреля 2007 года в Нью-Йорке, руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,
 учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств, — настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей  осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем   (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание   утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в  Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам ее, во отечестве и рассеянии сущим.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

+ЛАВР, МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКИЙ И НЬЮ-ЙОРКСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

Во граде Москве
 в день Вознесения Господня
 4/17 мая 2007 года

1
1
Сохранить
Поделиться: