В воскресный день 7 августа 2022 года молитвенно вспоминается успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святые жены древней Церкви — Олимпиада и Евпраксии — также поминаются в этот день. В девятую неделю по Пятидесятнице мы молимся преподобному Макарию Желтоводскому и святым отцам V Вселенского Собора.
Священном ученики Николай Удинцев, Александр Сахаров и исповедница Ираида Тихова пострадали 7 августа в разные годы безбожной власти в России. Ежегодно мы чтим их память в этот день.
Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Божиим делам, в первую очередь – посещению храма. С утра мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения грядущего дня, познакомиться с отрывком из Евангелия и его толкованием, а также с краткими житиями поминаемых Церковью 7 августа святых.
День памяти святых
Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы
Рассказ о праведной Анне и ее муже Иоакиме слушайте на радио «Вера».
Святая диакониса Олимпиада (409)
Рассказ о дочери сенатора, раздавшей все имение нищим, слушайте на радио «Вера».
Преподобная Евпраксия Тавеннская (413)
Краткое житие святой девушки, которая до конца своих дней плакала о том, что не успела покаяться, слушайте на радио «Вера».
Память V Вселенского Собора (553)
Рассказ о решениях Собора святых отцов, важных для нас и сегодня, слушайте на радио «Вера»
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (1349 - 1444)
Краткое житие русского святого, наделенного даром исцелений, слушайте на радио «Вера».
Собор Смоленских святых
Краткий рассказ о Смоленских святых слушайте на радио «Вера». Интересно, что совсем недавно — 27 декабря 2016 года - были причислены к лику святых пустынножители Рославльских лесов схимонахи Никита и Феофан.
Новомученики и исповедники российские
Священномученик Николай Удинцев (4 апреля 1862 — 7 августа 1918)
Жители села Коптеловское, в котором служил отец Николай, наотрез отказались от вступления в ряды Красной армии. В агитации против мобилизации был заподозрен священник. Он был расстрелян на окраине села Коптеловское 7 августа и через сутки похоронен в церковной ограде Вознесенской церкви.
Николай Александрович Удинцев родился в семье потомственного священнослужителя. Избрав путь, из поколения в поколения поддерживаемый его предками, он окончил духовное училище, затем поступил в Пермскую духовную семинарию. Но, несмотря на то, что числился одним из лучших учеников, по собственному прошению, был уволен из нее при переходе в пятый класс. Это было вызвано тяжелым материальным положением семьи, оставшейся без кормильца.
Сдав экзамены на звание сельского учителя, Николай Александрович начал свою педагогическую деятельность в народных школах Ирбитского уезда, где проработал до 1890 года. В это время он женился.
15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь во имя Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда. В 1894 году стал священником и был назначен на служение в Петропавловскую церковь села Петропавловское Верхотурского уезда. Вскоре его перевели в Воскресенскую церковь села Верх-Ницинское (Яланское) Ирбитского уезда.
Кроме служения Церкви, пресвитер Николай был заведующим начального народного училища и преподавал в церковно-приходской школе деревни Игнатьево Верх-Ницинского прихода.
Священномученик Александр Сахаров ( 1873 — 1927)
«Проповеди я говорил почти на каждой службе, но только на евангельские темы, не затрагивая политических вопросов и общественных деятелей. Может быть, кому-либо из слушателей в моих проповедях действительно показалось что-либо антисоветским, но я вас уверяю, что этого не было никогда».
Священник с 1924 года проходил по делу «о православных братствах», на допросах не признал себя виновным.
Родился в Санкт-Петербурге в семье полкового священника, протоиерея Николая Сахарова. После окончания Санкт-Петербургской духовной академии был рукоположен в сан священника. Был возведен в сан протоиерея.
С 1919 года - настоятель Воскресенского храма в Петрограде. С начала 1920-х служил в храме Михаила Архангела. Являлся противником обновленчества.
В январе 1924 года в ОГПУ поступил донос, в котором говорилось, что протоиерей Александр будто бы проповедовал с амвона, чтобы верующие не шли за этим правительством, так как советская власть временна, и что со смертью Ленина народ избавился от одного из антихристов.
26 сентября 1924 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Александра к трем годам заключения в Соловецком концлагере. 22 октября он был отправлен в концлагерь.
Скончался в Соловецком концлагере, погребен в безвестной могиле.
Исповедница Ираида Тихова (1896 - 1967)
ФОТО
— Вам зачитываются показания одного из свидетелей о ваших клеветнических измышлениях против руководителей советского правительства...
— Это ложь. Против руководителей правительства и руководителей советской власти я никогда ничего не говорила. Являясь глубоко верующей, я проводила только активную церковную работу.
Рассказ о святой учительнице, неоднократно арестованной за хранение богословских книг, за предоставление приюта епископу, за антисоветскую деятельность, читайте в нашем материале.
Особенности богослужения
Сегодня мы расскажем о том, что происходит в самом конце литургии.
Священник (если их несколько, то самый младший по рукоположению) выходит из алтаря и читает заамвонную молитву, в которой словно сокращены все прошения:
Благословляяй благословящыя Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоему, Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя.
Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, Иереом и всем людем Твоим.
Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов. И Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
После этой молитвы обращаются к Богу молитвой праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».
Священник благословляет, а молящиеся в храме совершают поклон в ответ.
Затем певчие от лица всех читают 33 псалом. Перевод этого древнего текста на современный русский язык, а также небольшой рассказ о псалме вы можете прочитать в нашем материале. Ниже мы приводим молитву так, как она поется в храме:
Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.
О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.
Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе.
Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.
Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.
Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и.
Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.
Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань.
Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.
Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.
Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.
Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?
Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти.
Уклонися от зла, и сотвори благо.
Взыщи мира, и пожени и.
Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.
Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их.
Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.
Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.
Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 14 — 22
Комментирует священник Павел Великанов
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 16 — 21
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Апостольское чтение:
Первое послание апостола Павла к коринфянам, глава 1, стихи 10 — 18
Комментирует священник Павел Великанов
Послание апостола Павла к галатам, глава 4, стихи 22 - 31
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Святитель Димитрий Ростовский в Поучении в неделю девятую по Пятидесятнице «Корабль же бе посреде моря, влаяся волнами: бе бо противен ветр» ищет причину, по которой Господь попускает бурю и волнение:
«за что Он так наказывает нас, почему оставляет нас бедствовать среди таких зол? У святого Амвросия мы заимствовали одну причину, по которой Господь попустил, чтобы волны бросали апостольский корабль, а именно ту, что в корабле между апостолами был Иуда. Кто же является Иудой в корабле отечества христианского? Поистине, всякий нераскаянный грешник есть Иуда, – посему-то и восстают на нас волны таких бедствий.
...Что же нам делать, дабы прекратилось волнение на великом и пространном море мира сего, и корабли наши имели бы тихое и безбедственное плавание? Вот что мы сделаем: мы воззовем ко Господу со святым Петром: «Господи, спаси ны, погибаем».
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!