Жители Минска встречают воинов 2-го Белорусского фронта. Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
Фото https://www.flickr.com/photos/83587312@N05/17310293121/in/photolist-4qctco-dH8Sj4-g4iJr5-swjmwi-rzxfsk-nA2GC5-qdChvZ-bV3MSL-7LDsLH-suzbn2-7LHp6o-qKDcpG-pNHsPd-qKHyni-6Y88mk-53tac4-quULGc-qdCDxg-qKH15b-g7KXG2-g7K3jy-g7Lan6-g7KMev-g7KRLf-pNWrKx-pNWrNP-nTffrC-4qcu9E-68oCB4-68sR8h-68sRmC-68sRi5-snDM4F-rqDS4U

Война, не дающая покоя

70 лет назад началась Великая Отечественная война. Семь десятилетий... Разве недостаточно такого срока, чтобы ответить себе на вопрос: как изменила нас эта война, кем мы должны были стать и кем стали после нее? Оказывается, недостаточно. Ведь прежде чем говорить о том, что «после», надо осмыслить произошедшее «до». Раньше чем определиться, зачем и для какого будущего была дарована Победа, нам надо мысленно еще раз пройти до конца путь обратный — от 9 мая 1945-го года к 22 июня года 1941-го.

С каждым годом все громче звучат вопросы: действительно ли мы вышли победителями, а не пострадавшими? Нужны ли нам дорогие парады на Красной площади? Актуален ли День Победы, если прошло уже 70 лет?

 

Как бы мы не относились к этим вопросам, они свидетельствуют: более полувека мирного неба над нашими головами не дали нам мира в этом вопросе — вопросе о войне. Еще одно тому подтверждение — тема нынешнего, июньского номера «Фомы». Известный психолог Людмила Петрановская сделала очень важную, пусть и спорную, попытку понять, чем стала для нас война. Попытку, вызывающую дискуссию, участниками которой стали публицист Егор Холмогоров и иеромонах Димитрий (Першин).

Оговоримся сразу, что главная идея Людмилы Петрановской — о «травме народа» — не сознательный провокационный журналистский ход. Это итог размышлений человека послевоенного поколения и профессионального психолога. Это — выстраданная позиция. Однако, уважая такую позицию автора, мы убеждены: объяснить неспокойную память народа о войне «посттравматическим синдромом» вряд ли возможно.

В свое время Фрейд пытался дать трактовку «Братьев Карамазовых» при помощи методов психоанализа. Результат этих изысканий метко выразил культуролог Владимир Вейдле: «Психоанализ бессилен против «Братьев Карамазовых». Можно ли свести к психологической трактовке и истолковать с помощью одной науки такое огромное явление, как война? Вопрос скорее риторический.

Еще одна важная оговорка. Мы категорически не можем согласиться с тем, что непреходящая память о войне, которая до сих пор объединяет людей, даже разделенных новыми государственными и социальными границами, — это синдром болезни, требующей лечения. Нет, это единение должно не пугать нас, а радовать. Ведь в основе его лежат ценности, которые с точки зрения и верующих, и неверующих людей, являются высшими: самопожертвование, любовь к тем, за кого ты в ответе, вера в высшие идеалы.

И последнее. В наших сегодняшних спорах даже сами верующие порой забывают о том, что чрезвычайно важно с точки зрения христианской. В известной песне о войне есть такие строки: «Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей, травой...» — словно ничего, кроме памяти и традиций, не осталось от наших павших.

Не так верит Церковь. Для Церкви все эти люди — живы. То, что их подвиг бессмертен, не просто красивая фраза. Потому что для верующих в Бога речь идет не только о связи исторической, не только о «национальной гордости великороссов», но в первую очередь о глубокой духовной связи. Между нами и теми, с кем мы встретимся за Порогом. И если отвечать сегодня на вопрос, как правильно хранить и укреплять нашу связь, то для христиан ответ очевиден. Нужна молитва...

 

 На анонсе Жители Минска встречают воинов 2-го Белорусского фронта. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Фото www.flickr.com, Dmitriy Midorenko

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
22 июня 2011
Автор: Редакция
Журнал№:

    Загрузить ещё