Владимир Легойда: как найти общий язык с молодежью? - Православный журнал «Фома»
Владимир Легойда: как найти общий язык с молодежью?
: taymtaym

Владимир Легойда: как найти общий язык с молодежью?

2 мин.
iframe
Код скопирован

На прошедшей неделе обсуждали видеоролик. Молодые люди не могут ответить на, в общем-то, довольно простые вопросы, в рамках школьной программы: что написал Чехов, кто такие маринисты, и так далее. Обсуждали бурно. В очередной раз сетовали на качество школьного и университетского образования.

Мне этот ролик напомнил другую историю. Одна моя коллега как-то пожаловалась после лекции: «Представляешь, - говорит, - ловко вворачиваю сегодня на лекции крылатую фразу из фильма "Мимино": "Такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему - кушать не могу"». И вместо дружного хохота, который она ожидала в зале, гробовая тишина. Мы тогда с ней поохали. Прямо Шекспир какой-то. В том смысле, что так вот и рвется дней связующая нить, теряем общий язык с молодым поколением.

А что значит говорить на одном языке? Наверное, это одинаково понимать образы, символы, узнавать цитаты из фильмов и книг, вместе петь песни, обсуждать любимых героев. Находиться в одном культурном и смысловом поле. Это, знаете, как в анекдоте про анекдот. «Расскажи анекдот. - Тридцать второй». И все смеются. Ха-ха-ха.

Читайте также
Такие знания обычно называют фоновыми. Когда они общие, понимать друг друга легко. Когда разные - люди становятся иностранцами. Даже если говорят на одном языке. Конечно, у детей и взрослых всегда фоновые знания отличаются. На уровне сленга, героев, цитат из любимых книг и любимых фильмов. И полностью этого невозможно избежать. Это, кстати сказать, и есть одна из причин извечного конфликта отцов и детей. А вот опасно, когда этот фон, эти культурные поля становятся совсем разными. То есть когда они вообще не пересекаются. А когда-то фоновые знания были общими у целых поколений. У нескольких поколений одни и те же фоновые знания.

В современном мире это совсем не так. Как здесь не потеряться, как не перестать понимать друг друга. Думаю, что, прежде всего, не нужно ахать и охать по поводу ужасного молодого поколения. Этот стон у нас песней зовется еще с древнеегипетских времен. Я стараюсь рассказывать своим студентам про «Мимино», про «Калину красную».

Я буду очень рад, если они их посмотрят. Если они полюбят Высоцкого, если им не надо будет объяснять, кто такой «Сталкер». Но хорошо и мне знать, как Гарри Поттер попал в Хогвартс, и кто такие дементоры. Ведь о том, что дорого и важно, можно поговорить и с помощью книг Джоан Роулинг. И тогда дней связующая нить не порвется.

Но, кстати, если быть точным, в оригинале у Шекспира Гамлет ничего не говорит про связующую нить. Этот блестящий образ придумал другой гений - Борис Пастернак. Именно в его переводе принц Датский размышляет над тем, как соединить обрывки времени. А вот у Шекспира Гамлет сравнивает время с вывихом, который он должен вправить. Другой образ, правда? Менее драматичный, хотя и болезненный. Это я к тому, что проблема разных фоновых знаний тоже болезненная, но поправимая.

Было бы желание.

 

Источник: Царьград-ТВ

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (9 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
27 марта 2017
Поделиться:

  • Влад
    Влад7 лет назадОтветить

    Ни о чем, вода кругом вода, как в той песне. Молодежи нужно дать возмлжность обрести хотя бы мало мальскую работу, чтобы пропитать себя и хотя бы одного окружающего возле себя (ребенка) хотя бы. А то получается молодого человека не берут на работу-нет образования. А у кого есть образования тоже не берут- нет стажа. Круг замкнулся-выход один удавиться..... или быть талантливым ребенком Чинуши

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь