«Интернет создаёт иллюзию знания»: Владимир Легойда выступил на форуме «Территория смыслов» – Православный журнал «Фома»
«Интернет создаёт иллюзию знания»: Владимир Легойда выступил на форуме «Территория смыслов»
Фото: пресс-служба Всероссийского молодёжного форума «Территория смыслов»

«Интернет создаёт иллюзию знания»: Владимир Легойда выступил на форуме «Территория смыслов»

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

11 июля 2022 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор МГИМО, член Общественной палаты РФ и главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда выступил на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».

В своем выступлении Легойда обозначил проблему кризиса экспертного знания: «Мы создали такую среду, где политическое равенство предполагает равенство любой точки зрения. Мне приходится объяснять студентам, что фраза “А это моя точка зрения” не является аргументом. Потому что за вашей точкой зрения должна быть какая-то система аргументов. Как правило, человек до этого простого шага не доходит».  

«Интернет создаёт иллюзию знания»: Владимир Легойда выступил на форуме «Территория смыслов»
Фото: пресс-служба Всероссийского молодёжного форума «Территория смыслов»

По словам Легойды, у феномена кризиса экспертного знания есть несколько индикаторов.  Среди них он выделил такие проблемы, как приравнивание дилетантских суждений к профессиональным, сведение понятия образования к набору компетенций и трансформация отношения к образовательному процессу: «обучение с увлечением» сменяется «времяпровождением с развлечением». «Учеба не может не быть сложной, этот элементарный тезис ушел из нашего пространства,» — отметил он.

С молодыми учеными профессор МГИМО обсудил и само понятие образования: «Образование — это научное знание в какой-то области при том понимании, что знания не тождественны информации. Знания — категория мировоззренческая, а информация — нет». Легойда отметил, что важным результатом образования является умение отличить экспертное знание от профанного и дилетантского.

Также Легойда коснулся проблем, связанных с использованием Интернета как источника знаний. «Интернет создаёт иллюзию знания, — объяснил он. — Наши дети находят в Интернете всё, начиная с того, как приготовить пиццу, и заканчивая тем, как устроена фаланга у греков. Но ведь это огромный массив в большинстве случаев неверифицированной информации!» Также Легойда заострил внимание молодых слушателей на том, что в Интернете можно найти подтверждение любой точки зрения, тем самым усугубляется действие так называемого «эффекта рационализации», который предполагает стремление подбирать только аргументы, подтверждающие собственную точку зрения.

«Интернет создаёт иллюзию знания»: Владимир Легойда выступил на форуме «Территория смыслов»
Фото: пресс-служба Всероссийского молодёжного форума «Территория смыслов»

У студентов и молодых ученых также была возможность задать спикеру интересующие вопросы. Одной из тем для обсуждения стал вопрос об интеграции религиозного образования в общий образовательный процесс. По мнению Легойды, отсутствие знаний о религии в современном обществе — это культурная катастрофа, и интеграция этих знаний просто необходима: «Любая культура вырастает из религии, — пояснил Легойда. — Мы говорим про православную культуру России: ну никак не влияли другие религии на Достоевского и Толстого, а православие влияло. Достоевский пишет в черновике “Идиота”: “Князь Мышкин равно Христос”. Если вы не понимаете, Кто такой Христос, как вы будете читать “Идиота”?»

Также Легойда отметил, что такие знания сегодня обрели новую практичную функцию — противодействие экстремизму. По его словам, человека, который имеет хотя бы общие представления об исламе, христианстве или буддизме, намного сложнее увлечь экстремистскими идеями.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,92 из 5)
Загрузка...
12 июля 2022
Поделиться:

  • Марина
    Марина2 месяца назадОтветить

    Владимир Гурболиков:

    Спасибо за ответ, Владимир Александрович. Во многом согласна.

  • Марина
    Марина2 месяца назадОтветить

    " Учёба не может не быть сложной, этот элементарный тезис ушёл из нашего пространства ".(с)
    ----------------------------------
    Если учёба даётся легко, зачем её усложнять " тезисами "?
    _________________________

    Достоевский пишет в черновике: "Князь Мышкин равно Христос". Если вы не понимаете, Кто такой Христос, как вы будете читать " Идиота "(с)
    --------------------------
    Далеко не все читали " Идиота "; ещё меньше - дневники Достоевского.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 месяца назадОтветить

      "Если учёба даётся легко, зачем её усложнять "тезисами"?" -- Марина, речь не о том, схватывает ли человек на лету или мучается, пока усвоит. Это -- о другом. В частности, о попытке облегчить жизнь, вытащив из образования любую глубину. Часто путём "оптимизации" гуманитарных циклов в школах и вузах.

      Пример с "Идиотом" Достоевского большинство слушателей "Территории" поняли и оценили. Смотрел трансляцию, видел, как реагировали. Можно было бы найти более простые примеры, для которых будет необходимо знание религиозного контекста. И уж точно будет верно, что если не знать основ веры, то невозможно правильно понимать множество вопросов российской истории, невозможно правильно понять Достоевского и Гоголя, и даже Толстого с его полемикой в отношении Церкви. Диалог идёт с умными людьми о проблеме образования и подлинной образованности. И у Легойды не было оснований в этом вопросе занижать планку и пояснять "на пальцах". А вот когда мы пишем, например, в "Фоме", то часто намеренно идём на такое занижение. Это нормально.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь