Профессор МГИМО и университета «Сириус», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда выделил три базовые задачи, которые должны решать высшие учебные заведения, чтобы сохранить предельный смысл образования – «воспитание личности с прицелом на вечные ценности».
В своей статье «Пайдейя XXI века» Владимир Легойда, напомнив, что проблема утраты системой образования смысла и значения обсуждалась в феврале 2025 года на научной конференции в образовательном центре «Сириус», подчеркнул, что «образование – это не просто передача знаний или тренировка навыков, а в конечном счете сотворение человека».
Заметив, что еще создатель классно-урочной системы Ян Амос Коменский в XVII веке сформулировал предельную задачу воспитания как подготовку человека к вечной жизни, профессор МГИМО добавил, что масштаб задачи образования сводится «не к сдаче ЕГЭ, не к поступлению в вуз и даже не к получению профессии, но к чему-то несравнимо большему».
«Совсем иной горизонт целей – по сути, воспитание личности с прицелом на вечные ценности», – подчеркнул автор статьи.
Обращаясь к близкой для себя высшей школе, Владимир Легойда выделил в связи с вышесказанным «три базовые задачи, которые должен решать каждый университет».
Первая из них – это «обучение профессии и практическим навыкам», когда «освоение конкретной профессии и погружение в соответствующую профессиональную среду – необходимые и неотъемлемые элементы университетской подготовки».
Вторая задача, по мнению профессора, заключается в погружении человека в картину мира своего времени.
Владимир Легойда отметил, что «представления академического, интеллектуального сообщества о мире постоянно меняются и усложняются», поэтому «говорить о высшем образовании вправе лишь тот, кто более или менее адекватно эту картину мира себе представляет – целиком».
«Нельзя сегодня смотреть на мир глазами человека XVIII или даже XX века – необходимо видеть ее глазами человека первой четверти XXI века», – подчеркнул автор статьи, добавив, что высшее образование «предполагает если не энциклопедизм (в наше время это просто невозможно), то по крайней мере широкий кругозор и целостное мировоззрение, соответствующее актуальному состоянию академического знания».
Третья, и самая сложная задача высшего образования, как считает профессор МГИМО, заключается в попытке ответить на вопрос «Что значит быть человеком?».
«По гамбургскому счету вся история человеческой культуры есть поиск ответа на этот вопрос. И я говорю именно о попытке ответа, потому что финальный, исчерпывающий ответ вряд ли возможен. Тем не менее образование как совокупность обучения и воспитания есть не что иное, как сохранение, формирование и передача культуры. А значит, в центре его всегда находится человек – и тайна человеческого бытия. Вокруг главного вопроса о человеке и должно выстраиваться все остальное», – пояснил автор статьи.
Резюмируя, Владимир Легойда заметил, что без постановки «больших задач», поддаваясь «соблазну окончательной прагматизации и узкой специализации», высшее образование рискует уже в недалеком будущем «проиграть трехмесячным онлайн-курсам и стремительно развивающемуся искусственному интеллекту».
Читайте также:
