В пятницу 19 июля на молодежном образовательном форуме «Добролето. Территория веры» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда поговорил с его участниками о роли искусства в жизни людей.
Именно искусству был посвящен пятый день форума, а потому в центре дискуссии – вопрос о том, каким образом соотносятся наука, искусство и религия как способы познания мира.
– Ренуар утверждал, что в искусстве главное не «что» и не «как», а «кто». Оно появляется там и тогда, где и когда возникает фигура мастера, художника, – с таких слов начал разговор Владимир Легойда.
Говоря о книге искусствоведа Николая Тарабукина «Смысл иконы», он процитировал: «Любое произведение искусства – это автопортрет мастера».
Спор о том, в ком из братьев Карамазовых Достоевский изобразил себя, утверждает Владимир Романович, не имеет смысла, потому что «они все – Достоевский», в каждом из героев есть часть его создателя.
Еще один проблемный вопрос, прозвучавший в ходе обсуждения темы: чему учит искусство?
– С моей точки зрения, искусство направлено на изучение не окружающего мира, а себя. Это не научный метод познания, здесь другие измерительные приборы, однако это все равно познание, – сказал глава Синодального отдела.
Чтобы определить самобытность искусства, как считает представитель Церкви, нужно обозначить его уникальность и подчеркнуть разницу с наукой.
– Искусство – это опыт непрожитого… Еще это опыт, с помощью которого мы убеждаемся в своей человечности, – добавил Владимир Легойда.
По его словам, оно дает возможность побывать в любом времени будущего или прошлого, в любой точке мира.
В ходе беседы с участниками форума также была затронута тема гения и таланта.
– Когда у меня в программе «Парсуна» был Кончаловский, – рассказал Владимир Романович, – он дал очень любопытное определение этим двум понятиям. Талантливое произведение будет тогда, когда ты смотришь и думаешь, что не смог бы так же повторить, а гениальное – когда думаешь, что все в нем – про тебя.
«Искусство уникально и тем, что оно всегда творится», – еще один важный тезис, высказанный в ходе разговора. Владимир Легойда поделился с гостями «Добролета» своими юношескими воспоминаниями, которые позже помогли сформироваться этой мысли:
– Помню, я даже в детстве удивлялся тому, что на разных пластинках у Высоцкого менялся не только темп, но и слова. Для меня это было невероятно: он никогда не пел два раза одинаково!
Так же автор и ведущий «Парсуны» подчеркнул, что природа искусства исключает одинаковую реакцию:
– Нельзя говорить: «Ты не любишь фильм «Остров»? Ты не православный!» Человек имеет полное право на вкус.
В конце беседы была затронута одна из самых актуальных тем: может ли искусство менять человека?
– Тезис «искусство не меняет людей» легче доказать, потому что в обратном случае все, кто читал хорошие книги, были бы хорошими. В этой точке – принципиальное отличие искусства от религии: искусство только пытается воздействовать, а религия предполагает изменение. Именно на религиозном пути познания мы меняемся, потому что начинаем соотносить себя с вечностью, – заключил Владимир Легойда.
«Добролето. Территория веры» – ежегодный форум для активной православной молодежи, организованный Молодежным отделом Московской городской епархии и движением «Православные добровольцы». «Добролето» четвертый год проходит на Благовещенском поле в Сергиевом Посаде, где, по разным данным, собирает от 300 до 500 участников.
Форум разделен на несколько тематических блоков и включает в себя ежедневное общение с приглашенными гостями, службы в Троице-Сергиевой лавре и активный отдых на природе.
Смотрите также:
Владимир Легойда: Искусство и свобода
Главное – кто, Или несколько слов на тему искусства — современного и не очень
Фото Николая Федоренко и Галины Скурихиной