Вопрос читателя:
Ангела Хранителя! У меня вопрос об апокрифах, Синайском кодексе и самой старой и полной Библии (создана в 70 году н. э, где есть Евангелие от Варнавы). Я православный и верю Библии, но есть много несостыковок. Кому верить, неизвестно. А также почитание икон. В Библии сказано четко — не поклонятся творению рук человеческих. Зачем столько обмана? Да! Я понимаю, что некоторые тексты могут посеять смуту и неверие. Но все же. Где правда? Помогите, пожалуйста, разобраться.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой Игорь!
Пожалуйста, в следующий раз формулируйте вопрос более четко, потому что не очень понятно, о чем именно Вы спрашиваете в первой части письма.
В раннехристианской Церкви существовало больше текстов о жизни Христа и апостолов, чем в результате вошло в библейский канон. Канон отбирался тщательно и смысл его в том, чтобы передать людям всю достаточную информацию о Христе и об отношениях с Богом. Апокрифические тексты — это отдельный вид христианской литературы, и в них есть как те, которые содержат подлинные, но не критически нужные христианину сведения, так и те, которые содержат сведения ложные. Вероятно, Вы знаете, что слово «апокриф» в переводе на русский язык означает «подложный, тайный». Церковь не приняла апокрифы именно потому, что они, говоря современным языком, фантастичны, я бы даже сказал, сказочны. В отличие от Евангелий, они не находят своего фактического и исторического подтверждения. Об этом и другом можете прочитать в материале Апокрифы: что скрывают «запретные книги»?
А теперь отвечу на два самых важных Ваших вопроса: кому верить и где правда. Так вот, дорогой Игорь, верить надо Богу, ведь именно в Нём правда, потому что Он — Истина. А двух истин быть не может. Могут быть разные правды, ведь, как говорят, правда у каждого своя. Но Истина — только одна. И она в Боге, ибо Он и есть Истина. Храните её, и будьте с ней, дорогой Игорь. И тогда никакие «разночтения, смуты и неверия» не поколеблют Вашу душу.
Вам нужно спокойно ориентироваться на канонические тексты Библии, а по поводу апокрифов, если хотите разобраться, читать специальную научную литературу и посещать занятия в Воскресной школе или на более серьезных курсах по богословию или библеистике, чтобы разбираться конкретно с каждым текстом. Можете поискать при вузах семинары на эту тему и спросить, можете ли ходить вольнослушателем. Некоторая подборка литературы есть в материале Апокриф. Что это такое?.
Что касается некоторых разночтений внутри Библии, по каждому такому случаю открывайте толкования, например, святителя Иоанна Златоуста и святителя Феофилакта Болгарского, можно пользоваться Толковой Библией Лопухина и смотреть, в чем именно расходятся тексты. В целом, никаких принципиальных, связанных с представлениями о Боге и отношениях Его с человеком расхождений нет, а прочие разногласия очень незначительны и объясняются либо особенностями характера автора, либо сохранностью рукописей, так что проблем принципиального характера тут нет.
Что касается сроков написания Библии, нужно быть аккуратным, потому что одно дело — речь о конкретных рукописях, другое — о полном каноне Библии. Так что, например, я мог бы ответить Вам, что Вы заблуждаетесь в том, что самая старая и полная Библия появилась в 70-ом году, так как к этому времени не было ещё написано Евангелие от Иоанна. И еще может вспомнить о Варнаве, дяде Иоанна, который стал Евангелистом Марком и уточнить, что именно Вы имели в виду. Если Вас интересует именно история библейского канона, возьмите семинарский учебник по библеистике и прочитайте от и до, так у Вас будет базовое представление о том, о чем Вы спрашиваете.
Что касается икон, на сайте «ФОМЫ» ответ на этот вопрос был дан многократно, поэтому просто прилагаю ссылку на готовый ответ: Зачем нужны иконы? Это же идолы!
Храни Вас Господь!