Вопрос читателя:

Если порча сомнительная, так же можно сказать и о Боге. А я вот верую в Бога и верю в заговоры. Если вам по долгу службы нужно врать, это одно дело, мы привыкли, по-другому и быть не может. А если вы убеждены, значит, лишены дара природы, чувств, и я уверен, что и вера ваша такая же пустая. Пояснить это невозможно. Нужно жить духовно, а не материально, а на вас посмотришь — душу продали давно, ягуары, мерседесы, дворцы. Я в церковь не хожу.

Петр

Ответ священника:

Здравствуйте, дорогой Петр! Да благословит Вас Господь!

В своем письме Вы затронули сразу несколько тем.

Возможно, своей фразой «верую в Бога и верю в заговоры» Вы хотели сказать, что признаете существование не только материального, но и нематериального мира. Да, правильно, тут и я, и все священство, и все христиане с Вами полностью согласятся.

Я бы только не ставил Господа Бога и заговоры на одну линию, потому что их совершенно нельзя сопоставлять. Но что духовный мир является приоритетным и определяющим, вопросов нет. И начну я своей ответ с самой главной темы, которую Вы подняли в письме, с основного, что может быть в жизни человека — с Ваших отношений с Господом Богом.

Вы пишете, что веруете в Бога (и правильно делаете!), однако же в церковь не ходите. Для меня тут очевидно противоречие, но давайте разберемся, что такое вера и почему Вы не ходите в храм и зачем вообще храм нужен.

Вы приводите следующие «аргументы»: нужно жить духовно, а не материально. Но ведь Церковь и христианская жизнь — именно про это: приоритеты для христианина очевидны, и неважно, является он священником или мирянином.

Верить в Бога — это значит не просто признавать факт Его существования, но и реагировать на этот факт, то есть общаться с Ним, потому что человек создан именно для Богообщения. Как это можно сделать? Молиться, участвовать в Таинствах и вообще жить христианской жизнью. Об этом говорит Священное Писание: «вера без дел мертва» (Иак. 2:16). Да это и логично, ведь если у нас есть, например, друг, мы стремимся проводить с ним время, разделяем общие ценности и идеи, имеем общие дела. А Господь и есть наш Друг.

Вы спросите, при чем тут Церковь. Именно Церковь дает человеку возможность обрести общение с Богом, почувствовать Его участие в жизни и многое другое. Именно это важнее всего, а не те вещи, которые, к сожалению, часто выступают на первый план и находятся «на повестке дня». Очень часто мы видим и понимаем о Церкви совсем не главное, фокусируемся на этом, пытаемся бороться с ветряными мельницами (в храме платные свечи — какой кошмар!), но при погружении в жизнь Церкви оказывается, что самих этих мельниц вовсе и нет. Да, говорю Вам: начните жить жизнью Церкви — и все это отпадет как шелуха.

Помните, что Церковь — это не только священство, но и миряне. И этот момент очень важен, потому что нередко под «Церковью» понимают только священников и тех, кто при храмах работает, а это неверно. Сам Господь основал Церковь как сообщество христиан, в которых человеку подается благодать — сила на то, чтобы жить эту жизнь. Таинства, в которых подается благодать и с помощью которых можно очистить свою душу от греха, совершаются именно через Церковь, через посредство священства. Я не знаю, почему так, и никто не знает, кроме Бога, но это факт.

Но поскольку именно священники оказываются в поле зрения обывателей, лукавый так против священства и ополчается, чтобы, с одной стороны, самих священников сбить с толку, с другой, остальных людей от Таинств отвратить.

Ситуации и мне попадались разные, и есть масса вариантов, когда лукавый ополчается сильно не только против мирян, но и против тех, кто имеет священный сан, потому что задача лукавого — сбить человека с правильного пути, с пути к Богу, и лишить его инструментов, которые помогут по этому пути пройти.

Многие люди с честью такие нападки выдерживают, но есть те, кто, по человеческой слабости, в такой борьбе падает. Это нужно иметь в виду и помнить, что Таинство совершается в том числе и через недостойного священника, и себя благодати все-таки не лишать. И, что не менее важно, не дать лукавому сбить себя с толку.

Те факты, которые Вы упоминаете в письме, отчасти являются свидетельством этих самых нападок лукавого. Отличить их очень просто: если что-то отводит человека от Бога, значит, это от лукавого, тут сомнений нет. И нужно этому противостоять. И даже на уровне здравого смысла нужно помнить, что невозможно никогда говорить про «всех»: всегда есть конкретные люди и их поступки. И вот Вам свидетельство изнутри.

За десять лет в священном сане я не встречал ни одного неверующего священника. Вообще ни разу.

Вы говорите, что мы врем, то есть существует некая истина, которую мы скрываем от людей. Но этого нет. Наше вероучение совершенно открыто и доступно для изучения каждому человеку. И мы, как можем, стремимся его распространять и до людей доносить.

Вы уверенно говорите о мерседесах, ягуарах и дворцах. То есть безапелляционно и без какой-либо проверки верите в сказки, которые транслируются в антиклерикальных изданиях.
Знаю очень много совершенно нищих священников, у которых ничего этого нет. Хорошо, допустим, Вы против обеспеченных священников. Но готов поспорить, что Вы не ходите в сельский храм к совершенно нищему священнику. Просто потому что это не причина, а повод, банальное самооправдание.

И вот этому, дорогой Петр, нельзя поддаваться. Возможно, Вы стали жертвой обмана. Возможно, все это навеяно современными СМИ и массовой культурой. Но уже выше я сказал, кто является первопричиной такого обмана. Бросьте верить в сказки про попов на мерседесах, примите Христа в свою жизнью, начните ходить в храм и тогда Вам откроется Истина.

Вы говорите, что помимо веры в Бога, верите еще и в заговоры. Невозможно верить в Бога, который принес нам свободу от веры в разные приметы и веры в то, что от прочтения некоей комбинации слов в нашей жизни что-то изменится. Изменится — от наших действий и от того, как мы выстраиваем отношения с Богом, собой и другими людьми. И от того, как мы лично для себя расставляем приоритеты и какие ценности считаем для себя определяющими и воплощаем в жизнь. Для христианина это заповеди и те свидетельства опыта, которые оставили нам святые и которые именно внутри христианского сообщества — Церкви — бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, с тем чтобы воплощать их в жизнь.

Жить по-христиански самому человеку сложно, но возможно с помощью Божией. А для этого, дорогой Петр, нужно использовать средства и возможности, которые есть в Церкви.

Помоги Господи!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
10
19
Сохранить
Поделиться: