Фото: С. Власов

«Ведь раньше во время эпидемий все в храм шли!» — епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус

Епископ Калачинский и Муромцевский Петр до принятия сана закончил биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций города Омска и защитил диссертацию по специальности «Вирусология». «Фома» попросил его ответить на возмущенные комментарии людей, которые не понимают, зачем нужны серьезные меры безопасности во время коронавируса.

«Раньше во время эпидемий всегда, наоборот, шли в храмы!»

Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.

Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.

Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах. 

Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.

Житийная икона праведного Федора Ушакова

Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!

Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.

И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.

Это лишь некоторые примеры, о которых нам известно. Желающие могут обратиться также к «Настольной книге для священно-церковно-служителей», изданной впервые в конце 19 века. Впрочем, в «Фоме» уже была подобная публикация.

В «Книге» внимательный читатель обнаружит особые меры предосторожности и для пастырей, и для паствы в связи с эпидемиями. Нынешние события заставят внимательнее изучать историю православия именно в связи с этой темой, вызвавшей у части людей вопросы. Это еще одно реальное свидетельство. Думаю, что нынешние события заставят особо потрудиться историков Церкви, чтобы люди без сомнений слушались голоса священноначалия и проявляли разумное послушание власти.

Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться.  Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.

А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.

У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь.

«Опасность преувеличена — у нас же и так постоянно эпидемии ОРВИ! И ничего, живы без всяких особых мер!»

Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что такой эпидемии не было уже давно — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.

Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.

От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, от него заразились и умерли многие врачи, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности. Врачи сейчас жертвуют собой ради наших жизней и здоровья. 

Посмотрите, что творится в Испании, Италии, Великобритании и США. В Китае число заболевших удалось снизить только путем жесточайшего карантина. А в Италии врачи плачут и говорят: «Я должен решать — кому жить, а кому нет».

Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!

Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхончжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.

Фото: USAG- Humphreys/Flickr/CC BY 2.0

Так, всего от одного человека пострадало несколько сотен людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.

Я вирусолог, и когда работал по специальности, должен был исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры — это то, что сейчас делает государство. Так вот — у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять.

Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.

«Бояться заразиться в храме, где все священно — это же маловерие!»

По-существу такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия. В Его отечестве последних было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совершаемом Богом обязательно участвуют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которого чудо совершается. В совершившемся чуде обязательно встречаются всемогущая любовь Божия и пусть самая маленькая, но искренняя и смиренная, основанная на любви вера человеческая. Любовь Божия пребудет с нами до скончания века.

По-существу мы все, все человечество, несмотря на всю нашу греховность, до сих пор буквально погружены в океан Божественной любви. Но если нет встречной любви человеческой, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благодать Божия не коснется нашей жизни.

О значении веры всегда напоминал своим ученикам Христос. Возьмем евангельский отрывок, где отец просил Господа вылечить его сына от падучей болезни. «Если хоть сколько-то можешь веровать, то все возможно верующему» — ответил Христос просящему. И тогда отец сказал: «Верую, Господи, помоги моему неверию!». И этого смиренного «маловерия» оказалось достаточно, чтобы Господь оказал ему милосердие. И вспомним другое место из Евангелия, когда сам апостол Петр обещал даже перед лицом смерти не оставлять Учителя. Можем ли мы сомневаться в вере будущего первоверховного апостола, на которой Христос как на камне основал свою Церковь? Конечно нет. Но, видимо, к великой вере Петра в тот момент прикоснулось некое самомнение, гордость, искушающие Господа. И благодать Божия отступила, и тогда страх вошел в его сердце апостола. И только после его горьких слез благодать вернулась.

Исцеление сына царедворца, Паоло Веронезе

Вспомним апостола Павла, который просил у Господа исцеление от своей болезни? Павел правильно понял волю Божью и смирился, когда не получил исцеления. Он и в последствии с заботой и тревогой писал ученикам и просил беречь свое здоровье. Такие же слова мы можем найти у святителя Иоана Златоуста, который сам тяжело страдал от болезней и прибегал к помощи врачей и советовал другим беречься.

Кому же мы уподобимся, если не будем обращать внимание на реальную угрозу заражения опасной, особенно для пожилых прихожан инфекцией? Кто из нас скажет, что у него большая вера, чем у наших великих святых? Говорить о своей вере и быть уверенным в том, что Господь помилует нас от болезни — большая дерзость и искушение Господа. «Не искушай Господа Бога твоего» — эти слова остаются для нас главными в текущей ситуации.

Критики предохранительных мер наверное не понимают серьёзности нынешней ситуации. В момент, когда мы беседуем с вами, в Церкви трудится специальная рабочая группа по коронавирусу. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесторонней помощи людям: тут и доставка продуктов, лекарств, сборы пожертвований, где позволяет квалификация — помощь в больнице, но параллельно в группу стекается информация, что у нескольких священников болезнь уже подтвердилась, у нескольких выявлены симптомы, а часть, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. И мы молимся о них.

Их болезнь — не свидетельство маловерия. В каком-то случае это недостаточная осторожность, но в целом — это одна из причин, почему священнослужение называется именно служением. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоминает о Его страданиях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спасительно, но многие люди, к сожалению, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасении не ради благополучия в этом мире. Спасение — не в избавлении от болезни и смерти, спасение — в соединении с Богом и следовании Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духовной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.

Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. Более того, Христос предлагает нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.

А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.

Эта пандемия должна действовать отрезвляюще и напомнить нам, как мы далеко ушли от Бога. В Великий пост мы оказались в ситуации, когда все увеселительные учреждения закрыты, когда мы избавлены от значительной части будничной суеты и отвлекающих привычек. Для многих эта ситуация вынужденная и непривычная, но любой может обратить ее себе во благо. Мне здесь видится промысл Божий для тех, кто должен находиться в режиме самоизоляции. Нам не надо искать, чем заняться дома — надо брать и со смирением молиться. А вот допускать в сердце страх действительно не надо. Все что мы делаем, мы делаем  ради Христа, наших ближних. Следуя за Христом, мы просим Его о милости и верим, что Господь везде и всюду рядом. Недаром сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20).

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (497 голосов, средняя: 4,54 из 5)
Загрузка...
12 апреля 2020
Поделиться:

  • Виктор
    Виктор 2 недели назадОтветить

    Простите отец Пётр, вы хоть и учились на биолога ,но кое что забыли ...
    Вы поёте ту же песню "правителей" для всеобщего разделения и властвования. В те годы ,когда Церковь соблюдала меры карантина Храмы не закрывали от прихожан,Пустые храмы это деятельность на разрушение Русской православной церкви,как таковой,. И вся это история -ложь,как и все что вы уважаемый (или это не вы пишите - знает только Бог)пишите в этой статье.... простите.

  • Каммунар
    Каммунар 3 недели назадОтветить

    Согласен с батюшкой, не нужно искушать Господа и надо смириться и слушаться в данном случае священноначалия. Иначе это будет дерзость перед Богом. Если вы христианин такого уровня и высоты духа, как апостол Павел и другие святые, с кем лично разговаривал Бог или его ангелы либо святые, тогда да, можете дерзнуть и пойти против короновируса. Но а если этого нет , то лучшим для вас угождением Богу будет послушание священноначалия. Хочу милости , а не жертвы --- сказал Господь, нужно помнить об этом.

  • Василий
    Василий 3 недели назадОтветить

    Вот прочитал и сразу искушение "поумничать", прости, Господи! Простите!..

    Дай, Бог, чтобы призывающие к строгому исполнению предписаний властей (не медиков, даже, на самом деле) сами искренне верили в реальность "пандемии" - при том, что смертность в этом году пока не выше предыдущего, насколько известно...

    И дай Бог, чтобы наше священноначалие при этом понимало и видело, что, независимо от просхождения вируса, эту ситуацию так называемая "мировая элита" старается использовать для построения глобального тоталитарного "информационного общества", как это называется официально на уровне ООН, в чём участвуют 193 государства... А что признаки этого общества соответствуют так назывемому "царству антихриста" это должны видеть верующие. Слава Богу, и Святейший Патриарх за последние годы не раз указывал на эти вот признаки...

    Конечно, Бог попустил нам эту встряску за наше маловерие, за отсутствие настоящего покаяния.
    О каком Царе, о каком возрождении России можем мы мечтать? Но, невозможное человекам возможно Богу...

    Восклонимся от слухов военных и бед,
    припадем ко Христу, чтоб в Его внити Свет!

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 1 неделя назадОтветить

    Дорогой Виктор! Большинство умирающих, как принято обычно говорить, "от гриппа" и во время иных ОРВИ умирают НЕ от самого вируса. А именно от осложнений, вызванных сверх-нагрузкой на организм, либо специфическими следствиями появления вируса для иммунитета, изменений в серлечно-сосудистой системе, обострения хронических заболеваний. Жаль, что постоянно приходится пояснять такую очевидную вещь. (

  • Виктор
    Виктор 1 неделя назадОтветить

    и все умерли именно от коронавируса или его осложнений?! Про нескольких знаю, что нет- болели, болели до этого и вот сейчас умерли. Да упокоит их Господь после земных трудов и страданий. Но зачем покойных тащить в пропагандистское шоу? Постеснялись бы

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 3 недели назадОтветить

    Да, требуется мужество: потому что сектантское сознание оказалось очень сильно и любого архипастыря и пастыря, кто говорит правду об эпидемии, атакуют ревнители. Это как в некоторых сельских приходах, где ядро местной общины начинает батюшке навязывать собственные представления о том, что хорошо, а что худо и в итоге, вместо послушания пастырю, его вовлекают в своё сектантство. Многие из пастырей не выдерживают такого давления и "плывут по течению". Относительно врачей и ученых: медицина -- широкая сфера; здравоохранение и биологические исследования -- ещё шире. Заявления об отсутствии эпидемии делаются теми врачами, которые не имеют отношения к непосредственно борьбе с эпидемией коронавируса. Это не вопрос честности и независимости, а недостатка знаний по конкретной теме. Все, кто сейчас непосредственно вынуждены, практически валясь с ног, бороться за жизни пациентов, -- им не до заявлений и лекций. Хотя слушать надо именно их. Например, академика Чучалина, главного пульманолога России. Кстати: он считает, что с ограничительными мерами власти перегнули. Об этом говорил на совещании у Путина. Но заявлять глупости, что эпидемии не существует, ему и в голову не придёт. Кстати, его лекция тоже есть на сайте журнала "Фома". Относительно рассудительности, призываю пасомых, ежели они так переживают за доступ в храмы и к причастию, подумайте, будет ли кому нас причащать? Вот список скончавшихся на вчера:

    1. Протодиакон Александр Гусев, клирик Русской Православной Церкви Заграницей, г. Рино, США, 9 апреля на 58-м году жизни
    2. Архимандрит Нектарий (Коваленко), насельник Киево-Печерской лавры, 12 апреля, на 74-м году жизни
    3. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского Елоховского собора, 21 апреля, на 49-м году жизни
    4. Протоиерей Владимир Верига, духовник иконописной мастерской «Александрия», 23 апреля, на 71-м году жизни
    5. Протодиакон Евгений Трофимов, клирик Богоявленского Елоховского собора, 25 апреля, на 62-м году жизни
    6. Епископ Железноводский и Льговский Вениамин (Королёв), 26 апреля, на 55-м году жизни
    7. Игумен Игнатий (Амелькович), насельник Троице-Сергиевой Лавры, 26 апреля, на 76-м году жизни
    8. Иеродиакон Никифор (Овчинников), насельник Московского подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, 28 апреля, на 56-м году жизни
    9. Иерей Геннадий Бутько, клирик Минской епархии, 29 апреля, на 57-м году жизни
    10. Протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, 29 апреля, на 84-м году жизни
    11. Протоиерей Евгений Корчуков, клирик Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря, 3 мая, на 66-м году жизни
    12. Священнодиакон Андрей Молчанов, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, 3 мая, на 55-м году жизни
    13. Митрополит Иона (Карпухин), почетный настоятель столичного храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, 4 мая, на 79-м году жизни
    14. Протоиерей Иоанн Хорошевич, настоятель прихода храма святой равноапостольной Марии Магдалины в городе Минске, старейший клирик Минской епархии, 6 мая, на 88-м году жизни
    15. Игумен Тихон (Барсуков), главный врач Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии, 6 мая, на 66-м году жизни
    16. Иеромонах Онисим (Мальцев), клирик московского подворья Оптиной пустыни, 6 мая, на 58-м году жизни
    17. Архимандрит Амвросий (Юрасов), духовник Свято-Введенского монастыря, 7 мая, на 82-м году жизни
    18. Иеродиакон Димитрий (Николаев), главный уставщик Московского Данилова монастыря, 7 мая

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 3 недели назадОтветить

    О том, как непослушание становилось причиной срыва общего Богослужения и ограничения доступа в храмы (закрытие -- это когда в храме службы не совершаются, поэтому закрытия нет) очень ясно рассказывает владыка Псковский Тихон в недавнем выпуске программы "Парсуна". Запрета на Причастие нет: в реальности есть проблема с причащением больных и умирающих в больницах. О чём идут непростые переговоры между Патриаршей рабочей группой по борьбе с коронавирусной инфекцией, властями и медико-санитарным сообществом. Крестный ход не является церковным таинством и может совершаться малым чином, непосредственно в стенах храма. С самого начала эпилемии, когда священноначалие делало всё возможное для сохранения свободного доступа в храмы, никто из "смелых" не обращал внимания на предупреждения. Что непослушание, срыв исполнения распоряжений церковных властей прямо ведут, как минимум, к ограничениям. Во многих других странах храмы вообще были закрыты на замок и входить туда запрещено даже духовенству. Но протестанты наши решили "посрамить мудрых". Вот, на данный момент, среди прочих, "посрамили" отца Дмитрия Смирнова, который призывал соблюдать санитарные меры, при этом продолжал до последней возможности совершать службы в присутствии всей паствы. Он в тяжёлом состоянии сейчас, в больнице. Каждый день умирают наши священнослужители и пастыри. Множество болеет. Прежде всего они, а также те, кто сейчас борется с инфекцией: врачи, православные и нецерковные волонтёры. Они ничего не боятся. Они стараются позаботится о тех, кто решил, что имеет право судить, осуждать и рассуждать о трусости.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 3 недели назадОтветить

    Вообще не о том. Так святой апостол Павел писал о Церкви в её противостоянии тем философам и мудрецам, для которых идея о распятом и воскресшем Боге были соблазн или безумие. И о внешней крепости языческого миропорядка. Христиане жили постоянно на грани нападения толпы или суда власти, которая требовала поклонения императору, считая его богом. Вот оказались бы Вы даже не в тех временах, а в начале 1980-х, публично исповедуя веру. И тогда прочли бы эти слова иначе. А сейчас за доблесть выдаётся непослушание священноначалию, то есть тем, кто через таинство священства наследует апостолам, в том числе, и святому апостолу Павлу, автору цитируемых Вами строк. Пока демонстрируется вовсе не верность Христу, поскольку нет гонений и травли христиан. А неуважение к воле Господа, который в Церкви передал особые дары и ответственность апостолам и их наследникам.
    "Истинно говорю вам /апостолам, которым наследует священноначалие/: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе." (Мф. 18.19) "Сказав это, /Христос/ дунул, и говорит им /апостолам, наследниками которых является нынешнее священноначалие/: примите Духа Святаго.
    Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". (Ин. 20.21-23)

  • Наталия
    Наталия 3 недели назадОтветить

    «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;» (1Кор. 1:27)

  • Наталия
    Наталия 3 недели назадОтветить

    А вы подумайте: разве может закрытие Храмов на Страстной седмице и в Пасху, запрет Причастия и Крестных Ходов быть богоугодным делом?! Слава Богу, что хоть кто то остался верным Христу! Трусливые Царствия Божия НЕ наследуют.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё