Вопрос читателя:

Добрый вечер!

Недавно начал читать Писание, уверовал в Бога, нахожусь на распутье. Не могу понять и решить, в какой церкви истина, боюсь ошибиться и ответить за эту ошибку на Страшном суде. Ответьте, пожалуйста, неужели, если человек является католиком, протестантом, он не спасется и является еретиком? Если я буду веровать во Христа, стараться жить и двигаться к Богу, но буду, например, протестантом — значит, я буду грешить и по итогу мне можно будет не рассчитывать на милость Божью? Тогда как понять, где истина, если все говорят, что другие церкви — ложь? Или неважно, в какой церкви ты состоишь, главное, что ты веруешь во Христа и живешь по его заповедям?

Спасибо заранее за ответ! Спаси вас Бог!

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас благословит!

В мире существует два взгляда на Спасение — в Церкви и вне ее. Например, теософская точка зрения говорит о том, что все религии ведут к Богу. Это очень удобная и легкая для принятия точка зрения, но в процессе ее изучения мы сталкиваемся с различными нонсенсами. Например, то, что большинство религий противоречат друг другу в ключевых аспектах. В христианстве из слов Спасителя мы знаем, что самое важное для Спасения — это покаяние, а для кришнаизма само понятие покаяния является чистым безумием. В некоторых вероисповеданиях месть является благородным делом, а в некоторых воровство законно. В буддизме Бога вообще нет, это атеистическая религия. Есть также сотериологическая точка зрения. Она подразумевает, что спасения нет вне Церкви Христовой. Церковь — это единство Святого Духа в людях, стремящихся своею жизнью исполнить Евангелие.

Стать членом Церкви можно только через Крещение. Но в истории Церкви мы знаем множество случаев прославления святых, которые и крещены не были. Это ветхозаветные патриархи, некрещеные мученики за Христа, это, в конце концов, благоразумный разбойник, первый из людей, попавший в Царствие Небесное после изгнания праотцев.

Таким образом, Крещение для них явилось поступком, доказывающим единство с Евангельской Истиной (см. Как христиане объясняют необходимость крещения?).

Но это скорее исключение из правила.

Вот что пишет на эту тему митрополит Иларион (Алфеев):

«Что касается проблемы значения и ценности других религий, то православное богословие допускает, что даже вне Церкви возможно постижение основных религиозных истин, таких как существование Бога, стремление к спасению, различные этические принципы. Но если человек в своей жизни, однажды услышав благую весть о Христе, сознательно отверг ее, то он, согласно Священному Писанию, лишает себя надежды на спасение: „Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем“ (Ин. 3:36) и „...отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель“ (2Пет. 2:1), „...неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия“ (Ин. 3:18). А как может быть осужден тот, кто вообще не слышал Евангелия? „Предположите, — говорит Климент Александрийский, — что умершим до пришествия Господня Евангелие не было проповедано: тогда выйдет, что как спасение их, так и осуждение суть дело вопиющей несправедливости“.

Точно так же и умершим после пришествия Христа, которым не было проповедано Евангелие, не может вменится ни вера, ни неверие. Но и „...они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо...“ (1Пет. 4:5-6). Если бы Евангелие Христово не коснулось всех умерших, то не все умершие подлежали бы и Суду Христову.

Православная богословская мысль видит в этом указание на то, что, подобно тому, как умершие до пришествия Христова на землю были оглашены проповедью Евангелия через снизшедшего во ад Христа, так и » умершие по пришествии Христовом, но не слышавшие на земле проповеди евангельской и не ведавшие Христа, будут оглашены таковою проповедью во аде; будет ли это совершаться многократно, или совершится однажды перед последним судом Христовым — апостол не открыл этого».

Очень четко изложила свое отношение к другим деноминациям Церковь в 2000 году в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», которые были приняты на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году:

«...Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией... Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство (1.15). Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя, пришедшего во плоти, и искреннее благочестие (1.16). Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцировано. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни». Здесь также можно вспомнить мнение Блаженного Августина: «Все можно иметь вне Церкви, кроме спасения. Можно иметь Таинства... Евангелие... веру в Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Церкви, нельзя обрести спасения.

В любом случае выбор за каждым конкретным человеком, но важно прислушаться, кто руководит этим выбором — свое собственное «Я» или многовековой опыт людей, которые посвятили всю свою земную жизнь для изучения Слова Божьего.

Я Вам, как священник, могу сказать точно: если Вы выбираете сейчас, выбирайте Церковь, которая сохранила Слово Божие и благодать Божию во всей полноте, то есть Православную Церковь. Вы просто начните жить духовной жизнью: молиться, участвовать в Таинствах регулярно, жить по заповедям Христа и опираясь на опыт о человеке, который собрали христианские подвижники.

О Спасении можете прочитать материал Спасайтесь!

Еще есть хороший текст, мне кажется, он прямо для Вас: Спасение от нелюбви.

Божьей помощи Вам!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
6
3
Сохранить
Поделиться: