Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов прокомментировал «Фоме» «Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции».
Документ, выпущенный в качестве инструкции для монастырей и приходов, связан с необходимостью благоразумного реагирования на нынешнюю критическую ситуацию. И он предполагает христианское трезвомыслие.
Мы должны помнить, в первую очередь, о важности совершения Божественной литургии, о спасительности причащения Святых Христовых Таин, о сохранении общественного богослужения, но при этом не забывать и о том, что само по себе участие в церковной жизни не является гарантией или страховкой от эпидемических заболеваний.
Да, христианин должен возлагать упование на Творца, но не игнорировать те предписания и нормы, которыми следует руководствоваться ответственному и помнящему об окружающих его людях гражданину государства.
Предпринимаемые меры дезинфекции, гигиены, контроля за состоянием собственного здоровья абсолютно оправданы и продиктованы главным – заботой о здравии ближних. Мы, в особенности священнослужители, должны сделать все для того, чтобы минимизировать риски дополнительного распространения инфекции.
По первым впечатлениям на своем приходе могу сказать, что возложение благословляющей руки священника на голову человека вместо того, чтобы подносить ее к устам, вызвало у прихожан очень теплую, детско-радостную реакцию. Многие мне говорили, что восприняли это как естественный отеческий жест. Мне кажется, что возложение десницы после благословения на главу является проявлением священнического отцовства к прихожанам даже в большей мере, чем при поднесении этой руки к устам. То же самое мы сделали с крестом: не подносим его к устам, а возлагаем крест на главу подходящих людей – от этого символическое значение не умаляется.
Другие меры, связанные с использованием одноразовых палочек при помазании на Всенощной или совершении Соборования в нынешней ситуации, видятся мне совершенно оправданными и не могущими вызвать никакого соблазна.
Через приобщение к Телу и Крови Христовым, как мы верим, невозможно заразиться болезнью. Но следует разделять Причастие с целованием Чаши после причастия или отиранием уст платом.
Нами всеми неукоснительно должна исполняться разумная благочестивая осторожность, которая предписана нам священноначалием.
Стоит отметить, что подобные меры предосторожности вводятся Церковью не впервые. Соответствующие исторические прецеденты упомянуты в книге протоиерея Сергия Булгакова, можно вспомнить ту практику, которая была во время холерных эпидемий в исторической России и в Советском Союзе. Уверен, что весь этот исторический опыт учитывался для принятия нынешних решений. В данном случае важно помнить не только о своей личной крепости веры, но и том искушении и недоумении, которые ты можешь принести окружающим своим поведением.
Помните, что у нас здесь, в России, сохраняется гораздо больше возможностей участия в церковной жизни в нынешний критический момент, чем у верующих за пределами нашей страны.
От того, насколько мы будем хранить трезвомыслие и послушание священноначалию, зависит, насколько стабильно будет сохраняться нынешний статус-кво. Ибо главное в настоящий момент, уверен, сама возможность сохранения общественного богослужения, совершения Божественной литургии и приобщения Святых Христовых Таинств.