
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка. В чем смысл и мудрость существование ада?
С точки зрения справедливости очевидно: воздаяние злым. Но мы хорошо знаем, что выше справедливости милость. Именно из-за милости мы вынуждены терпеть зла намного больше, чем могли бы. Суд над злыми отсрочивается ради их исправления и при покаянии отменяется. И мы, «добрые люди», в соработничестве с Богом, должны давать злым время, прощая их, это понятно и хорошо.
Понятно также состояние злобы, которое некоторые не хотят отпускать и тем самым сами в себе ад создают. Хотя мы знаем, что Господь может умягчить любого и иногда это делает по молитве третьих лиц (святых, угодников). Почему не делает для всех — отдельный вопрос.
Непонятно, зачем продолжать давать бытие падшим и бесполезным? Кому какая радость или польза от чужих мучений?
Никто, кроме Бога, автономного бытия не имеет. Мы чем-то похожи на программу в компьютере, которая есть до тех пор, пока компьютер ее просчитывает и держит в своей памяти. Мы слова в устах Рассказчика. Следовательно, чтобы бес грыз своих соседей по горнилу, его нужно по-прежнему держать в памяти, «рассказывать» его действия, давать ему бытие. Ведь даже чтоб ощутить страдание, нужна какая-то чистая искра, которая будет видеть весь мрак обстоятельств, и будет страдать от этого. Грубо говоря, страдать может только Бог, и божественное в ком-то.
Каждый раз когда думаю об этом (уже много лет), возвращаюсь к этому вопросу: зачем?
Можно объяснить это уважением к свободе, мол, хотят быть злыми — пожалуйста. Но ведь не хотят! Известно, что даже дьявол хотел бы не быть, но не может, не говоря уже о простых лентяях и негодяях.
Добивает меня история с вельможей, который не жалел Лазаря, и очутился в аду. Будучи там он попросил предупредить родных, просил немного прохлады у Лазаря, но ничего не получил. Видно, что вельможа этот не людоед, который из огня дули Богу крутит, как у Данте. Он просто неверующий слабак. Пусть так, но кому радостно ему отказывать в послаблении? справедливо ли это? да. по-доброму ли? ... мое сердце, которое радовалось помилованию блудницы, встрече блудного сына, ублажению истины и милосердия, оно скорее с ним в огне. Потому что я такой же, как он, и как бы я не пыжился, я и на тысячную долю не подойду к идеалу. И вместе с ним в огне я спрашиваю, если я неудачный образец, ленивый блудный и неблагодарный, зачем Вы меня в бытие держите? зачем жарите и отдаете мучителям? не нужен я Вам, ну развейте в пустоте, заберите Свою искру обратно, забудьте обо мне, мучить зачем?
Говорят, в Раю не помнят об аде, о близких, которые там. Но если Рай предполагает амнезию, пусть частичную, чем тогда он отличается от наркотического опьянения? Человек — изделие, заставить его испытывать блаженство не сложно, но даже если это заслуженный «кайф», все равно, как-то это не красиво.
Я уверен, что ответ на вопрос есть, и уверен, что он по силам даже нашим земным мозгам. Иначе я не задал бы вопрос. Мне нужен максимально глубокий ответ. Для меня это важно, т. к. от этого зависит все восприятие христианства. Я не знаю, есть ли ответ у людей, по идее должен быть, но почему я до сих пор его не слышал, вопрос-то на поверхности.
Я знаю, что Бог благ, идеален, у него все продумано, все как нужно, иначе не может быть просто математически. Но если я не найду ответ, это будет как червь меня искушать, это будет слабым звеном, которое неизвестно когда подведет.
Заранее спасибо за ответ! Прошу, ответьте, даже если не будете публиковать. Даже если не знаете, тоже ответьте, очень прошу!
С уважением, Владислав.
Отвечает протоиерей Петр Гурьянов:
Добрый вечер Владислав! Начнем с того, что Бог никого не посылает в Ад и никого насильно не тянет в Рай. Человек сам выбирает, где проводить вечность. Господь Бог предупредил человека о наказании за грех: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Итак, наказание за грех — смерть. Физическая смерть — это отделение души от тела. Духовная смерть — отделение духа человека от Бога: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2).
Мы с вами прекрасно понимаем, что Бог и грех несовместимы. Если позволить всем (и праведникам, и беззаконникам) попасть в рай, то это то же самое, что совместить Бога с грехом или с сатаной. Это невозможно!
Бог создал нас по своему образу и подобию. Наша душа создана вечной. И после смерти тела она попадает либо в ад, либо в рай, где и проводит свою дальнейшую жизнь: либо с Богом в Раю, либо без Бога в Аду. Существование без Бога — это Ад. Даже живя на земле, мы видим истинность этого утверждения: жизнь без Бога — это Ад. Кроме того, не нужно забывать о том, что изначально Ад был создан не для людей, а для падших ангелов: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет, 2:4).
Казалось бы, вечные муки — это так жестоко. Но не надо забывать, на какую жертву пошел наш Бог, чтобы избавить нас от этого вечного мучения: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет, 3:18). Отвергающий эту жертву сам обрекает себя на вечное наказание. Господь сказал об этом: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Кто-то может сказать: «Ну, помучились бы они немного в аду, исправились бы и потом пошли в рай...» (1 Ин, 5:11-13). Возражение: а с чего вы взяли, что, помучавшись в аду, они бы одумались и исправились? На земле люди тоже мучаются, однако это их не меняет. Господь по своей великой милости даёт человеку время для того, чтобы он, живя в теле, одумался, покаялся и примирился с Богом, чтобы потом провести со своим Творцом целую вечность. Но очень малое количество людей решается воспользоваться благодатью и милостью Бога. А если вспомнить падших ангелов... Сколько прошло времени с их грехопадения... И они до сих пор не одумались и не исправились. Грех — это бунт против Бога. Бунт — это осознанно принятое решение оказывать сопротивление, восставать, бороться против кого-то. В данном случае — против Бога... Когда падшие ангелы восстали против Бога, они это сделали осознанно, ведь они знали Его лично, видели Его и все Его великие дела и чудеса... И тем не менее они восстали против Бога, и за прошедшие с того момента тысячелетия они ни на грамм не раскаялись и не изменились. А ведь они уже связаны «узами адского мрака», потому что живут без Бога. Так с чего вы взяли, что они могут измениться в аду? И почему вы думаете, что люди могут исправиться после того, как побывают в аду? Вот вы говорите: «Если я неудачный образец, ленивый блудный и неблагодарный, зачем Вы меня в бытие держите? зачем жарите и отдаете мучителям? не нужен я Вам, ну развейте в пустоте, заберите Свою искру обратно, забудьте обо мне, мучить зачем?» Земля — это место, где каждый из нас решает, где он будет после физической смерти. Бог очень подробно описал и рай и ад в Своём Слове, чтобы любой человек мог сделать разумный выбор. И сам Бог не просто предложил нам сделать выбор между раем и адом, жизнью и смертью, но Он ещё и подсказал, что надо выбрать.
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...» (Втор. 30:19-20).
Аналогичным образом Бог предупредил Адама о последствиях непослушания: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь"(Быт. 2:16-17). Обратите внимание на то, что Бог не просто запретил человеку есть плоды с этого дерева, но и объяснил, почему. То есть Он предупредил Адама о последствиях непослушания. У Адама был выбор, как и у каждого из нас сегодня: послушаться Бога и иметь жизнь вечную или ослушаться Бога и обрести вечную смерть (Ад).
Однако Господь не просто ставит нас перед выбором, но и даёт совет: «Избери жизнь». Бог дал человеку свободную волю. Как вы ею распоряжаетесь — это ваше личное дело. Истина же не зависит от вашего мнения или убеждений. Она существует независимо от каждого из нас, как и сам Бог. Мы можем её отвергнуть, а можем принять. Но платить за наше решение будем мы сами. И ценой за ошибку будет наша жизнь.
Вы говорите: «Говорят, в Раю не помнят об аде о близких, которые там...» Действительно: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (Ис., 65:17,18). Но мы помним о них здесь на земле и молимся о них, чтобы Господь помиловал их.
Святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, — царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них» (Слово второе об очистительном огне).
Осипов А. И., профессор, говорит: «Как я смогу наслаждаться в Царстве Божьем, зная, что мои близкие мучаются в аду? Приходится много раз говорить о том, что судить о состояниях человека там, не зная ни будущего блаженства, ни тем более характера вечных мук, по меньшей мере трудно, а подчас и опасно. Не случайно прп. Каллист Катафигиот предупреждал, что «ум должен иметь меру познания, чтобы не погибнуть».
Там все не так. Лишь оказавшись в мире вечности, мы узнaем все как есть, «лицем к лицу», а «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13; 12).
В качестве одного из таких гаданий выскажу такую мысль. Бесспорно, что только духовное единство является прочной основой единства личностей. Дух, а не кровь соединяет или отчуждает людей.
Посмотрите, как иногда родственники ненавидят друг друга! И напротив, совершенно чужие по крови соединяются в любви, образуют семьи и становятся едиными. Дух и в вечной жизни одних соединит, а других разделит. И это разделение будет естественным, а не принудительным, потому оно не принесет страданий.
Нужно просто и твердо поверить, что в Царстве Божьем страданий быть не может. Желаю вам помощи Божией в познании истины!
(Использованы материалы Библейского дискуссионного клуба)
На заставке фрагмент фото Hernan Piñera
Бред полный, а не ответ на вопрос. Кому нужен этот сухой пересказ евангельских доктрин. Родственники воаждуют, разные по духу. Кто ращные те и пережиаать не станут-это и так понятно. Я бы даже так спросил. У меня есть друг, психолологическая проблема в семье, родители развесились. Отец верующий, но такой, что лучше бы он пил, блудил и матом ругался, чем 8 лет ехал верхом на матери друга и жил за её счёт, за счёт собственной жены, только помогал собственной маме из своих заработанных, а мать его тащила всю семью и этого недоделанного хорька .Сын кроме аллиментов, ничего от отца не видел. Так, вот, друг мой решил взять всё хорошее от папаши, у которого к тому времени уже была другая семья. С 16 лет стал самостоятельно ходить в церковь. Крайне волевой поступок, можно сказать переступил через себя. Вы можете себе представить с чем пришлось, с какими ассоциациями бороться, чтобы самому переступить порог церкви? У него Вера и поход в церковь ассоциировалась с совершеннно некчёмной, диспотичной, ущербной, жадной личностью, да просто эллементарноного ублюдка его папы. Блин и он только к 37 годам с ужасом понял, что поход в церковь была самой его большой ошибкой. А просил он одного стать лучше, чище добрее. Ничего он не получил и мало того и так с израненой судьбой, даже семьёй не смог обзавестись, всё выбирал благочестивую себе супругу. И только став мудрее понял и явственно это осознал, что нет в наших церквях благочестивого люда, а есть такой люд, от которого получишь в 10 раз ещё больше греха, чем от любого честного меринина, который живёт в нераздрае с собственной совестью. Время сейчас такое, церковь сейчас полное ...., пусть каждый сам додумает. Вот был бы Бог милостив и не было бы предопределения, дал бы ему семью, жену, детей, ведь это есть почти у любого даже самого последнего грешника. А ему можно сказать подвижнику после 21 года, проведённых в церкви , в постах, в борьбе на сабой,своими страстями и несовершенствами,ни только не помог, но ещё и поспособствовал, чтобы человек отпал от церкви совсем и больше он в неё не вернётся. Где справедливость? По справедливости, Бог должен был за его свободную волю, дать ему если не семью, то такое дело в жизни, которое было бы лучше семьи, чтобы для него было хоть какое у тешение, а что он ему дал в конце-это одиночество. Где компенсация за потерянное время? Ведь он Благ и справедлив? А может сказочки это всё и просто больная чьято фантазия с одной целью заработка на этом и Бога то такого нет, каким его нам преподносят? Он даже от одиночества не страдает, потому, что к нему уже привык на столько, что уже сформировались за такое доительное время определённые черты характера. Прекрасный творческий человек. Совершенно гениальный художник, рисует такие картины и портркты людей, что сложно от фотографии отличить. Очень неплохо зарабатывает, везде на расхват. Но
он получил очень глубокую, незаживающую рану, от потери такого огромного количества времени, которые он потратил на церковь и даже не понял, для чего это надо было? С возрастом, что ему открылось, так это вся мерзость и убожество христианского православного мира, что те братья, которые именуют себя прпвослпвными христианами, на самом деле лже братия и настояшие иуды, не говорю про всех, но, что таких там половина так это совершенно точно. Свободная воля человека Не имеет для Бога никакого значения, елинственный вывод, в православной церкви . А эти попы в церквях настолько ранодушны, а под час просто безумны, что если называть вещи своими именами, а не выдавать желаемое за действительное, то если нет желания туда больше ходить-это значит будет самый разумный довод вашей совести . Не повторяйте чужих ошибок, ни кто Вас потом там не пожалеет и ни когда не поймёт, потому, что их сознание, суть сопливая и очень жгучая медуза( холодное, совершенно безвольное, заточенно на жалящий эффект), но если Вы сами не станете с этими людьми сближаться, они до Вас не добирутся, жалить они способны только в своей единственной среде, ибо выброшенные из неё, они быстро погибают из за полного бессилия творить зло, в силу своей медлительности и общей расслабленности. Я, считаю лучше казнокрадом каким быть или мытарем, чем в такую церковь ходить. Бывают и печали и радости, жил бы мой друг своей нормальной жизнью по совестм и без всякой навязанной шизофрении и паранои и радовался бы, женился бы и всё у него было бы хорошо. А так, как очень умён и эрудирован, книжек начитался. А ведь не зря люди всё это приду мали и уверовал. Только это не вера, а самообмани настоящие мракобесие просто там либо несчастные одни , либо бездельники. Бездельники всегда в рясах, у них образ жизни такой,жить за счёт прихожан и кататься, на несчастных, не в их интересах им помогать-это значит обличить самих себя иначе церкви опустеют и им не будет чего жрать.
Вопрошающему-браво! А вот священник не смог ничего сказать по сути вопроса. Бог есть Любовь! И всех спасет каким-то Ему ведомым образом. Даже нам жалко мучающихся людей, даже мы будучи греховными способны сострадать. А получается так( я сейчас про себя): я здесь мучаюсь, а потом пойду в муку вечную, ибо шансов у меня маловато. Так для чего мы были призваны из небытия???? Сколько спасутся??? Сколько христиан в мире? Сколько из них соответствуют спасения? Что-то тут не то
Похоже на то, что утешительного ответа на этот вопрос просто нет. В писаниях прямо сказано про вечные мучения для очень широкого диапазона грешников, хотим мы этого или нет. Видимо, любые попытки смягчить этот факт будут противоречить первоисточникам. (хотелось бы, чтобы я была не права)
Если коротко, то не Бог, а люди сами себя мучают. Сами создали для себя ад. Хотят жить без Бога -- живут в аду. А Бог слезы льет за их такой свободный выбор. Дан нам дар такой. Бессценный и страшный.
Прошу прощения, но мне увиделось, что батюшка не совсем понял суть вопроса.
Речь не о том, что все, включая нераскаянных грешников, должны по милости Божией идти в рай.
Речь о другом. Пусть эти грешники будут не в раю, это справедливо. Но зачем, зачем их именно вечно мучить? Грешники по всемогуществу Бога могут быть не в раю,но и не в муках! Вот о чем речь.
Если человек не будет спасен - зачем его именно вечно мучить? Пусть он будет без блаженства, но и без мучений. Зачем надо оставлять его именно в вечных мучениях? Богу возможно все. И Он может, если пожелает, оставить грешников в аду, но без мук.
Почему же этого не будет? Что этому так кардинально мешает?
Ни один грешник не желает, не хочет вечно мучаться и страдать, ни один! Пожалуйста, не заслужили рай, идите в ад, но без вечных мук. Для того, чтобы человек остался в вечных мучениях, ему надо быть абсолютным, вечным злом. Но таких людей нет. Лучше и милосерднее небытие, чем вечные муки.
Почему неспасенных людей нельзя оставить без рая, но и без вечных мук? Вот это и есть вопрос.
Ответ священника полный и верный. Но понять нам, простым мирянам его бывает трудно. И я через это прошел в свое время. Дело в том, что те кто не понял ответа, смотрят на веру текстологически. Т.е. в этот момент ум человека привязан к земле и гипераналитичен. Это видно и в вопросе вопрошающего - "математически" ,"компьютер" и т.д Тексты писания нельзя понимать только текстологически, буквенно. Иначе это получаются не тексты, а просто костыли, протезы при пути к вере.
Узреть веру и напутствия Господа нашего нужно не только текстологически, но и сердцем, пронизываемым Светом Бога. Т.е. узреть истину невозможно одним умом, без благодатного взора сердца. "Господи! Ум мой облагодати!" Ад это результат накопления зла внутри себя. Это рычание души и ума. Это скрежет зубов и ненависть к доброте. Ад это бич любви, об который обжигается нераскаявшийся. Потому как любовь из бытия убрать нельзя. Это общее и это везде. Можно лишь соделаться совместимым ей, либо стать антиподом любви - тогда ожоги от неë идут. Даже при этой жизни хорошо ощущается жар, муки, самопоедание, бич люби, когда мы ненавидим кого-то. А мир этот - упрощение мира того, вечного. Вспомните фильм "Калина красная" Помните как Главный герой корчился на земле после визита к Матери ? Как он кричал, что он последняя гнида и сволочь. Так вот это и есть маленький ад - бич любви. Это и есть то самое жжение. Но в земной жизни есть и немного от рая - тот самый маяк, на свет которого надо идти. Это и есть слезы главного героя в том фильме. Так вот этот свет, это уже ласка любви,а не бич. Поэтому мы сами выбираем, как относится к свету ! Любить свет или вознинавидеть его. Храни Вас Господь!
Я не удовлетворена ответом. Согласна с комментарием Ильи от 25.01.2019. в 1.06.
Ответ просто никакой. Что называется «на отвали». А вопрос очень глубокий.
думаю, в этой статье вопрос раскрывается детальнее: http://www.pravoslavie.ru/38145.html
например, конкретно про Лазаря:
"Эти люди подобны богачу из известной евангельской притчи, который просил нищего Лазаря доставить ему прохладу хотя бы на миг, но сам так и не вспомнил про Бога – его беспокоили душевные страдания, а не лишение Бога. Свыкшиеся со грехом мучиться не хотят, но и Небесный Отец им не нужен. Таковым хочется, чтобы им просто было всегда хорошо, и при чем здесь Создатель? Они не хотят усилий для общения с Господом, но и не видят реальных последствий жизни без Бога. Их внутренний мир ориентирован на комфорт и усладу, только вот эти сладости и покой кардинально иного порядка, чем блага Божии, обретаемые в Его вечном Царстве. Тем не менее, бытие создано Богом с определенными законами. Есть законы физического порядка, а есть законы порядка нравственного и духовного. Согласно последним, не может вечное счастье быть подано беззаконию, ставшему второй природой, натурой грешника. Не в возмездии здесь дело, а в духовно-нравственном достоинстве человека. Наша реальная жизнь, качества нашей души преломляются в вечности в то состояние, которое окажется для нее вполне своим и естественным – либо благим, либо мучительным."
Не знаю почему,запомнился случай,о котором мне рассказала моя бабушка.Заболела женщина и состояние её здоровья быстро ухудшалось.Однажды,какой-то человек,сказал болящей:Да,Вы,поправитесь!!!И видимо очень убедительно сказал,т.к. женщина действительно быстро пошла на поправку и...выздоровела бы,если бы, другой человек не сказал бы:Что,с таким диагнозом не выздоравливают,а скоро умирают...После такой фразы женщина сникла и скоро умерла.Ответ на вопрос о смысле жизни,мне кажется,лучше не искать от людей(тем более в наше время),могут и убить ненароком словом(от не понимания сути),или связать мысленными путами безнадежности.Разумнее,чем Бог,никто не сможет ответить-зачем я(такой сякой) живу?Почему-то мы более верим худшему,чем в лучшее.Верю,Бог знает,как помочь каждому человеку прийти к правильным понятиям,здоровым.И ад-может быть одно из средств,правда очень тяжелое,но спасительное,чтобы все-таки рано или поздно человек вернулся и окончательно остался с Богом!.Простите,если что не так,это моё мнение.