Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка. В чем смысл и мудрость существование ада?
С точки зрения справедливости очевидно: воздаяние злым. Но мы хорошо знаем, что выше справедливости милость. Именно из-за милости мы вынуждены терпеть зла намного больше, чем могли бы. Суд над злыми отсрочивается ради их исправления и при покаянии отменяется. И мы, «добрые люди», в соработничестве с Богом, должны давать злым время, прощая их, это понятно и хорошо.
Понятно также состояние злобы, которое некоторые не хотят отпускать и тем самым сами в себе ад создают. Хотя мы знаем, что Господь может умягчить любого и иногда это делает по молитве третьих лиц (святых, угодников). Почему не делает для всех — отдельный вопрос.
Непонятно, зачем продолжать давать бытие падшим и бесполезным? Кому какая радость или польза от чужих мучений?
Никто, кроме Бога, автономного бытия не имеет. Мы чем-то похожи на программу в компьютере, которая есть до тех пор, пока компьютер ее просчитывает и держит в своей памяти. Мы слова в устах Рассказчика. Следовательно, чтобы бес грыз своих соседей по горнилу, его нужно по-прежнему держать в памяти, «рассказывать» его действия, давать ему бытие. Ведь даже чтоб ощутить страдание, нужна какая-то чистая искра, которая будет видеть весь мрак обстоятельств, и будет страдать от этого. Грубо говоря, страдать может только Бог, и божественное в ком-то.
Каждый раз когда думаю об этом (уже много лет), возвращаюсь к этому вопросу: зачем?
Можно объяснить это уважением к свободе, мол, хотят быть злыми — пожалуйста. Но ведь не хотят! Известно, что даже дьявол хотел бы не быть, но не может, не говоря уже о простых лентяях и негодяях.
Добивает меня история с вельможей, который не жалел Лазаря, и очутился в аду. Будучи там он попросил предупредить родных, просил немного прохлады у Лазаря, но ничего не получил. Видно, что вельможа этот не людоед, который из огня дули Богу крутит, как у Данте. Он просто неверующий слабак. Пусть так, но кому радостно ему отказывать в послаблении? справедливо ли это? да. по-доброму ли? ... мое сердце, которое радовалось помилованию блудницы, встрече блудного сына, ублажению истины и милосердия, оно скорее с ним в огне. Потому что я такой же, как он, и как бы я не пыжился, я и на тысячную долю не подойду к идеалу. И вместе с ним в огне я спрашиваю, если я неудачный образец, ленивый блудный и неблагодарный, зачем Вы меня в бытие держите? зачем жарите и отдаете мучителям? не нужен я Вам, ну развейте в пустоте, заберите Свою искру обратно, забудьте обо мне, мучить зачем?
Говорят, в Раю не помнят об аде, о близких, которые там. Но если Рай предполагает амнезию, пусть частичную, чем тогда он отличается от наркотического опьянения? Человек — изделие, заставить его испытывать блаженство не сложно, но даже если это заслуженный «кайф», все равно, как-то это не красиво.
Я уверен, что ответ на вопрос есть, и уверен, что он по силам даже нашим земным мозгам. Иначе я не задал бы вопрос. Мне нужен максимально глубокий ответ. Для меня это важно, т. к. от этого зависит все восприятие христианства. Я не знаю, есть ли ответ у людей, по идее должен быть, но почему я до сих пор его не слышал, вопрос-то на поверхности.
Я знаю, что Бог благ, идеален, у него все продумано, все как нужно, иначе не может быть просто математически. Но если я не найду ответ, это будет как червь меня искушать, это будет слабым звеном, которое неизвестно когда подведет.
Заранее спасибо за ответ! Прошу, ответьте, даже если не будете публиковать. Даже если не знаете, тоже ответьте, очень прошу!
С уважением, Владислав.
Отвечает протоиерей Петр Гурьянов:
Добрый вечер Владислав! Начнем с того, что Бог никого не посылает в Ад и никого насильно не тянет в Рай. Человек сам выбирает, где проводить вечность. Господь Бог предупредил человека о наказании за грех: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Итак, наказание за грех — смерть. Физическая смерть — это отделение души от тела. Духовная смерть — отделение духа человека от Бога: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2).
Мы с вами прекрасно понимаем, что Бог и грех несовместимы. Если позволить всем (и праведникам, и беззаконникам) попасть в рай, то это то же самое, что совместить Бога с грехом или с сатаной. Это невозможно!
Бог создал нас по своему образу и подобию. Наша душа создана вечной. И после смерти тела она попадает либо в ад, либо в рай, где и проводит свою дальнейшую жизнь: либо с Богом в Раю, либо без Бога в Аду. Существование без Бога — это Ад. Даже живя на земле, мы видим истинность этого утверждения: жизнь без Бога — это Ад. Кроме того, не нужно забывать о том, что изначально Ад был создан не для людей, а для падших ангелов: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет, 2:4).
Казалось бы, вечные муки — это так жестоко. Но не надо забывать, на какую жертву пошел наш Бог, чтобы избавить нас от этого вечного мучения: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет, 3:18). Отвергающий эту жертву сам обрекает себя на вечное наказание. Господь сказал об этом: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Кто-то может сказать: «Ну, помучились бы они немного в аду, исправились бы и потом пошли в рай...» (1 Ин, 5:11-13). Возражение: а с чего вы взяли, что, помучавшись в аду, они бы одумались и исправились? На земле люди тоже мучаются, однако это их не меняет. Господь по своей великой милости даёт человеку время для того, чтобы он, живя в теле, одумался, покаялся и примирился с Богом, чтобы потом провести со своим Творцом целую вечность. Но очень малое количество людей решается воспользоваться благодатью и милостью Бога. А если вспомнить падших ангелов... Сколько прошло времени с их грехопадения... И они до сих пор не одумались и не исправились. Грех — это бунт против Бога. Бунт — это осознанно принятое решение оказывать сопротивление, восставать, бороться против кого-то. В данном случае — против Бога... Когда падшие ангелы восстали против Бога, они это сделали осознанно, ведь они знали Его лично, видели Его и все Его великие дела и чудеса... И тем не менее они восстали против Бога, и за прошедшие с того момента тысячелетия они ни на грамм не раскаялись и не изменились. А ведь они уже связаны «узами адского мрака», потому что живут без Бога. Так с чего вы взяли, что они могут измениться в аду? И почему вы думаете, что люди могут исправиться после того, как побывают в аду? Вот вы говорите: «Если я неудачный образец, ленивый блудный и неблагодарный, зачем Вы меня в бытие держите? зачем жарите и отдаете мучителям? не нужен я Вам, ну развейте в пустоте, заберите Свою искру обратно, забудьте обо мне, мучить зачем?» Земля — это место, где каждый из нас решает, где он будет после физической смерти. Бог очень подробно описал и рай и ад в Своём Слове, чтобы любой человек мог сделать разумный выбор. И сам Бог не просто предложил нам сделать выбор между раем и адом, жизнью и смертью, но Он ещё и подсказал, что надо выбрать.
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...» (Втор. 30:19-20).
Аналогичным образом Бог предупредил Адама о последствиях непослушания: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь"(Быт. 2:16-17). Обратите внимание на то, что Бог не просто запретил человеку есть плоды с этого дерева, но и объяснил, почему. То есть Он предупредил Адама о последствиях непослушания. У Адама был выбор, как и у каждого из нас сегодня: послушаться Бога и иметь жизнь вечную или ослушаться Бога и обрести вечную смерть (Ад).
Однако Господь не просто ставит нас перед выбором, но и даёт совет: «Избери жизнь». Бог дал человеку свободную волю. Как вы ею распоряжаетесь — это ваше личное дело. Истина же не зависит от вашего мнения или убеждений. Она существует независимо от каждого из нас, как и сам Бог. Мы можем её отвергнуть, а можем принять. Но платить за наше решение будем мы сами. И ценой за ошибку будет наша жизнь.
Вы говорите: «Говорят, в Раю не помнят об аде о близких, которые там...» Действительно: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (Ис., 65:17,18). Но мы помним о них здесь на земле и молимся о них, чтобы Господь помиловал их.
Святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, — царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них» (Слово второе об очистительном огне).
Осипов А. И., профессор, говорит: «Как я смогу наслаждаться в Царстве Божьем, зная, что мои близкие мучаются в аду? Приходится много раз говорить о том, что судить о состояниях человека там, не зная ни будущего блаженства, ни тем более характера вечных мук, по меньшей мере трудно, а подчас и опасно. Не случайно прп. Каллист Катафигиот предупреждал, что «ум должен иметь меру познания, чтобы не погибнуть».
Там все не так. Лишь оказавшись в мире вечности, мы узнaем все как есть, «лицем к лицу», а «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13; 12).
В качестве одного из таких гаданий выскажу такую мысль. Бесспорно, что только духовное единство является прочной основой единства личностей. Дух, а не кровь соединяет или отчуждает людей.
Посмотрите, как иногда родственники ненавидят друг друга! И напротив, совершенно чужие по крови соединяются в любви, образуют семьи и становятся едиными. Дух и в вечной жизни одних соединит, а других разделит. И это разделение будет естественным, а не принудительным, потому оно не принесет страданий.
Нужно просто и твердо поверить, что в Царстве Божьем страданий быть не может. Желаю вам помощи Божией в познании истины!
(Использованы материалы Библейского дискуссионного клуба)
На заставке фрагмент фото Hernan Piñera