В книге Бытие описывается, как Господь в виде трех путников явился праведнику Аврааму у дубравы Мамре: почему Церковь видит в этом событии подтверждение учения о Святой Троице? Какое отражение эта история находит в Новом Завете? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».

Что за история?

Аврааму было уже почти сто лет, когда произошло это удивительное событие. Однажды он сидел у своего шатра, стоящего у дубравы Мамре. Вдруг перед ним на некотором расстоянии предстали три путника. Гостеприимный Авраам побежал им навстречу, поклонился и пригласил их к себе. При этом он почему-то обратился к трем путникам, как если бы видел перед собой только одного: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего

Подробнее об этой встрече

Однажды в знойный день, когда Авраам отдыхал у дуба Мамврийского рядом со своим шатром, он внезапно увидел трех странников, стоявших поодаль от него. Авраам, будучи человеком радушным, тут же побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]… (Быт 18:3–5). Странники приняли приглашение Авраама и вошли под кров гостеприимного хозяина.

Во время трапезы один из странников сказал Аврааму: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей (Быт 18: 10). Авраам уже догадался, что он принимает самого Бога под видом этих трех странников, но Сарра, его жена, услышав эти слова, усмехнулась, так как была уже стара, и пророчество показалось ей невероятным. Сарра подумала: мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. Тогда таинственный всевидящий гость уличил Сарру в неверии и сказал: Есть ли что трудное для Господа? (Быт 18:14). Примечательно, что после того, как путник пообещал, что Сарра родит ребенка, Писание называет его Господом: И сказал Господь Аврааму: отчего это… рассмеялась Сарра (Быт 18:13).

Три ангела посещают Авраама
«Три ангела посещают Авраама», Аэрт де Гельде

Погостив у Авраама, путники двинулись дальше. Авраам пошел проводить их, по дороге продолжая беседовать с гостями. В беседе Господь подтверждает Свое благословение Аврааму, произносит пророчество о рождении среди его потомков Спасителя всех народов и указывает на миссию Авраама — быть примером истинного богопочитания и воспитывать домочадцев в праведности и благочестии: и сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем (Быт 18:17–19).

Какое отражение эта история находит в Новом Завете?

Нужно сразу сказать, что слово «Троица» ни разу не упоминается ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Это понятие возникло и было оформлено в виде догматаДогмат — утвержденное Церковью, основное положение христианского вероучения. в первые века истории Церкви и стало использоваться для описания Бога, Единого по Своей природе, но существующего в Трех Лицах, или ипостасяхИпостась — греческий термин, который используется в христианском богословии для обозначения одного из трех Лиц Святой Троицы.: Отца, Сына и Святого Духа.

Однако, несмотря на отсутствие в Писании самого термина «Троица», Новый Завет содержит немало указаний на то, что Бог есть Бог Отец, Бог Сын, воплотившийся на земле в образе человека Иисуса, и Бог Дух Святой. Так, в конце Евангелия от Матфея Иисус посылает учеников крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19), а в Деяниях святых апостолов Святой Дух дает указания от Своего имени: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Указывает на троичность Бога и благословение апостола Павла, которое потом вошло в текст Божественой литургии: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор 13:13). На основании этих и других свидетельств Священного Писания Церковь и сформулировала учение о Троице.

Мы уже знаем, что Ветхий Завет — это подготовка к Новому. Что все истины, получившие свое подлинное духовное раскрытие в евангельском благовестии, имеют свои прообразы в ветхозаветной истории. Не является исключением и новозаветное откровение о Боге как Троице. Уже в самом начале книги Бытие, перед сотворением человека, Бог обращается к Самому Себе во множественном числе: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1:26), а потом еще раз, после грехопадения людей: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло (Быт 3:22). И конечно, наиболее яркий прообраз Троицы — явление Аврааму Господа в лице трех странников, которое уже в раннехристианский период начинает рассматриваться как указание на троичность Бога. Ключевыми моментами тут выступают чередования множественного и единственного числа: троичное число путников и обращение к ним Авраама как к одному. «Авраам, охотно принимающий странников, верный Богу, неутомимый в таинстве, ревностный в служении, узрел образ Троицы и приумножил гостеприимство благочестием, принимая Трех, но поклоняясь Одному. Сохраняя различие лиц, он называл их Единым Господом и, воздавая почесть Трем, обозначал одну Силу», — писал об этом святитель Амвросий Медиоланский.

Единственное, о чем дискутировали святые отцы, — кто именно явился Аврааму под видом трех путников. На этот счет существуют три точки зрения:

  • Аврааму явился Сын Божий и два ангела;
  • К Аврааму пришли три ангела, в которых Бог таким образом дал откровение о Себе как о Троице;
  • Авраам увидел явление Самой Святой Троицы.

В этом различии мнений нет противоречий, оно лишь отражает историческое развитие богословской мысли в понимании того, что именно произошло под Мамврийским дубом. Однако, учитывая, что все явления Бога в Ветхом Завете традиционно считаются в святоотеческом богословии явлениями Сына Божьего, Которому суждено было воплотиться впоследствии в человеческом образе, наиболее вероятными можно считать два первых предположения.

Явление Аврааму трех путников послужило основой для иконографической композиции «Гостеприимство Авраама», в которую помимо фигур ангелов включены Авраам с Саррой и их слуги, закалывающие тельца и приготовляющие обед. В русской иконописи этот ветхозаветный эпизод нашел свое отражение в самой известной иконе Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва. На ней нет Авраама и Сарры, а только Три Ангела, сидящие за трапезой.

Что для нас значит эта перекличка Ветхого и Нового Завета?

Помимо того что история Авраама представляет собой откровение о триединстве Бога, которое во всей полноте раскрылось в Новом Завете, она напоминает нам о важности гостеприимства и вообще любви к ближним. Апостол Павел считал, что вначале Авраам не знал точно, кто пришел к нему. Он чувствовал присутствие Божие, но оказывал пришедшим знаки внимания как людям, странникам, гостям, которых послал ему Бог. Страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам, — пишет об этом Павел в послании к евреям (Евр 13:2). За свое гостеприимство и милосердие Авраам удостоился принять Самого Господа.

О том, что именно милосердие и любовь к людям — главные критерии, по которым будет определяться судьба каждого человека после Второго Пришествия, свидетельствует Сам Иисус Христос в притче о Втором Пришествии. Обращаясь к праведникам, которые стоят по правую сторону от Него, Господь говорит: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф 25:34–36). А далее, видя их недоуменную реакцию, поясняет: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40).

«В этой земной жизни, — пишет святитель Амвросий Медиоланский, — мы все — странники, ибо имеем здесь лишь временное пристанище для обитания и поспешно переселяемся. И если мы окажемся жестокими или равнодушными к принятию странников, то смотрите, как бы и нам не отказали в пристанище святых в конце нашего жизненного поприща».

1
2
Сохранить
Поделиться: