Уже в продаже февральский номер журнала «Фома» <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 415 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-520092929 1073786111 9 0 415 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-hansi-font-family:Calibri;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> Читайте в свежем номере:

- «За каждое слово» - колонка  главного редактора Владимира ЛЕГОЙДЫ.

«За почти год работы со Святейшим Патриархом я приобрел очень определенное, сильное ощущение того, что в присутствии Святейшего происходит концентрация смысла. В том числе и потому, что Предстоятель никогда не говорит праздных слов и не терпит пустой траты времени… Это же невероятно сложно — прожить хотя бы один день, не произнося пустых, незначащих, ни к чему не ведущих, невыстраданных слов... Но именно к этому нас призывает Евангелие».

- «Главный итог церковной жизни за истекший срок» - подводят друзья и читатели «Фомы».

- Тема номера: Церковь: Итоги за год

«Начало нового года обычно является поводом подвести итоги года прошедшего. Но нам хотелось бы использовать это время для того, чтобы, посмотрев на конкретные примеры из жизни одной из Поместных Православных Церквей - Русской Церкви, показать, какие перемены происходят в церковной жизни, чему они служат и каких областей нашей жизни они могут коснуться».

- Семь острых вопросов о церковной жизни - отвечает председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН.

«Церковь должна в любых условиях говорить одно и то же — Божию правду. Соотносится ли это с современными технологиями или модной словесной и творческой стилистикой - вещь второстепенная. Христианин не должен за модой гнаться, но и не должен зацикливаться на том, чтобы ей противостоять».

- Как идет работа по введению в школах ОПК - рассказывает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата епископа Зарайского МЕРКУРИЯ.

- Как я писал учебник по ОПК – вспоминает протодиакон Андрей КУРАЕВ (исполняет функции иностранного агента).

- Православный взгляд на концепцию «Русского мира» - рассуждает заместитель председателя Одела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах ФИЛИПП (Рябых).

- Вызовы западного мира и ответ Православия – размышляет философ Татьяна ГОРИЧЕВА.

- "У вас будет ребенок!" - совместный проект с программой «ПОКА ВСЕ ДОМА»

Также в номере вы найдете ответы на вопросы:

- зачем верующему Церковь;

- надо ли пересматривать обычаи Церкви, которых нет в Библии;

- не рано ли 18-летним в монастырь;

- как православному относиться к занятиям спортом.

А вот что думает о материалах номера Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН:

У любого журнала бывают номера удачные и менее удачные. Этот номер «Фомы» мне кажется в высшей степени удачным. От него веет свежестью и, метафорически выражаясь, упругостью. Я это связываю с тем, что в жизни нашей Церкви стало появляться больше ярких и насыщенных событий.

Меня заинтересовало интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным «Зачем Церкви перемены» (с. 12). Ясные мысли, лаконичные определения. Я совершенно солидарен с самим тоном высказываний: Церковь должна идти в общество, а в церковных делах необходимо больше соучастия простых прихожан. Раньше мы испытывали дефицит присутствия Церкви в жизни общества, теперь ситуация может измениться.

Солидарен с отцом Всеволодом, что не надо бояться новых (а на самом деле исконно апостольских) форм.

Они не должны никого смущать, они необходимы. Иначе Церковь остается в изоляции, а без Церкви наше общество не выживет. То же самое касается опасений по поводу «клерикализации» общества: это надуманная проблема, бояться здесь нечего. Более того, раньше советское государство педалировало тему атеизма, сегодня времена изменились — и воцерковление чиновников я лично только приветствую. Искреннее оно или нет — это дело каждого. Но даже в показной церковности я вижу долю блага: ведь и она накладывает на чиновника некие обязательства.

Если он себя публично заявляет как человек верующий, с него и спрос больше. Церковь и государство — безусловно! — разные сущности. Но их соработничество необходимо. Долгое время сферой моих научных интересов были проблемы социального христианства на Западе. И я точно знаю, что католическая и протестантские церкви в Германии сыграли огромную роль в восстановлении страны после нацистского ужаса. И я бы очень хотел, чтобы наша Церковь соуча ствовала в процессе возрождения российского общества после коммунистического ужаса. Конечно, напрямую эта мысль в интервью с отцом Всеволодом не звучит, но имплицитно она в его словах, с моей точки зрения, заложена. Еще очень важны слова отца Всеволода о том, что усилий одного Патриарха недостаточно: нужны труженики среди духовенства и мирян. Мы сами не должны быть пассивными. Не случайно, видимо, интервью именно на этой ноте заканчивается.

Еще раз коснусь темы западного христианства. Бесспорно, Татьяна Михайловна Горичева — глубокий, искренний, интереснейший человек.

Но то, что она говорит в интервью «Фрейд и “хомо литургикас”» (с. 74), — это, по моим ощущениям, в очередной раз заведенная пластинка о бездуховности Запада. Я много изучал европейское христианство — и у меня от Запада другое впечатление. Во-первых, в Европе, как и у нас, есть и убежденные атеисты, и переполненные храмы. А во-вторых, говорить о Европе только как о потребительском обществе — это сильное упрощение. Конечно, эта проблема стоит для Запада необычайно остро, но есть там и многое другое. Я не имею в виду, что Запад — это место повышенной духовности. Но я встречал в Европе множество людей, которые, не говоря во всеуслышание о своей вере, поступали при этом совершенно по-христиански. Так что кое-чему — проникновению христианского духа в отношения родителей и детей, начальника и подчиненного, пастыря и прихожанина — нам можно у западных братьев и поучиться.

Меня не оставила равнодушным беседа с иеромонахом Филиппом (Рябых) «Этот мир придуман не нами» (с. 70), посвященная концепции Русского мира. Я полностью солидаризируюсь с этой концепицей. Она не просто верная, она — по-настоящему перспективная.

Именно потому, что это, как справделиво подчеркивает отец Филипп, модель единства духовного, а не политического или генетического. И для нашей страны это исторически характерно. Вспомним так называемый период удельной раздробленности Руси: множество относительно независимых княжеств объединяло только одно — православная вера.

Не сохрани тогда Церковь духовного единства людей — не было бы сейчас нашей с вами России.

А вот пример из современности: посмотрите на Европейский Союз — была бы возможна столь глубокая интеграция, если бы государства не были связаны общей духовной традицией? Едва ли: ведь исключительно экономические и политические резоны объединять в долгосрочной перспективе не могут. Так и Русский мир — понятие духовное, а политически государста должны быть независимыми. В целом же мне очень импонирует сама интонация иеромонаха Филиппа — спокойная, добрая. И очень радует, что именно такие импульсы исходят от ближайших единомышленников Патриарха и именно такие люди выходят сегодня на первый план.

Впрочем, это, наверное, не случайно. Есть грубая русская поговорка: «Каков поп, таков и приход». Патриарх Кирилл за примерно год своего правления внес в жизнь церкви много нового и, как оказывается, необходимого, долгожданного. Его первые шаги обнадеживают, его деятельность внушает оптимизм. А это особенно важно для русского общества, погруженного в страхи, кризис, апатию. Что ж, у церкви и всех нас появился шанс воздействовать на социальную жизнь. Надеюсь: и Патриарх, и мы вместе с ним не упустим историческую возможность.

0
0
Сохранить
Поделиться: