Уникальный памятник древнерусского шитья – плащаница XVI века вернулась в Псковский музей-заповедник после реставрации из столичного Центра им. И.Э. Грабаря, где до этого чуть не сгорела в случившемся пожаре.
Плащаница из Троицкого собора Псковского кремля с редчайшим в древнерусском шитье сюжетом «Положение Христа во гроб» считалась утраченной после пожара в Центре им. И.Э. Грабаря, который произошел там 8 лет назад. Случайно ее обнаружили на пепелище под слоем песка, цемента и грязи, сообщает сайт телеканала «Культура».
- Луч солнца прорвался в это во все, и вдруг из этого месива сверкнуло золото. Когда мы подошли, мы поняли, что она находится там. После отмывки стало очевидно совершенно, что ни один лик, ни один нимб, никакие элементы шитья, кроме полностью сгоревших краев, при пожаре не пострадали притом, что фон во многих местах выгорел до основания, - сказала зав. отделом реставрации тканей ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Елена Семечкина.
После этого плащаница прошла целую стадию восстановительных работ – аварийную промывку, устранение деформаций, хирургическую выемку расплавившейся пластмассы и выгоревших кусков, восстановление ткани и ряд других операций.
- При создании этой плащаницы совершенно явно рисунок наносил знаменщик, который был великим иконописцем и, скорее всего, вытянутость этих фигур, монументальность их говорит о том, что этот художник, возможно, расписывал фрески, - рассказала о плащанице Елена Семечкина.
Особенностями изображений плащаницы являются многофигурная композиция и цвета, в том числе необычные синие волосы у Богородицы и жен-мироносиц. С символикой этих цветов еще предстоит разобраться специалистам. Однако уже отмечено, что аналогов этому памятнику шитья XVI века в России практически нет.
Читайте также:
Туринская плащаница – Пятое Eвангелие
Христианские чудеса. Туринская плащаница
Туринская плащаница
Туринская плащаница — вызов науке
Путь к «Пятому Евангелию»
Изображение с сайта tvkultura.ru