Умываю руки
Фразеологизм «умывать руки»
«Всё, с меня хватит, я умываю руки», — часто можно услышать в повседневной речи. Например, в разговоре, где один собеседник отчаялся убедить другого в своей правоте или отговорить от какого-либо намерения. Или после многочисленных попыток выполнить некую задачу, которые так и не увенчались успехом.
Значение выражения «умывать руки»
«Умывать руки» — значит снимать с себя ответственность за что-то, отказаться от участия в каком-то деле либо прекратить участвовать в нем, выйти из дела.
Происхождение выражения «умывать руки»
Омовение рук как ритуальное действие известно с древних времен и присутствует во многих религиозных традициях — в иудаизме, буддизме, индуизме, исламе. В Ветхом Завете оно символизировало очищение от грехов, свидетельствовало о непричастности человека к некоему злодеянию. Но современное понимание этого крылатого выражения пришло из Нового Завета.
В Евангелии от Матфея подробно рассказывается, как иудейские первосвященники и старейшины осудили Иисуса Христа на смерть и для исполнения этого приговора привели Его к римскому прокуратору, или, иначе, правителю Иудеи Понтию Пилату. Почему? Находясь в то время под властью Римской империи, иудеи не имели права предавать никого смерти. Монополией на насилие в Иудее обладало только римское государство в лице своего ставленника — прокуратора, которым тогда был Пилат. Он допросил Иисуса и, поняв, что на Нем нет никакой вины, пытался отпустить. Но первосвященники возбудили народ кричать «распни Его». Тогда Пилат хотел освободить Иисуса в честь праздника иудейской пасхи, как то допускал бытовавший тогда обычай. Но толпа требовала отпустить разбойника и убийцу Варавву, а Иисуса распять.
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф 27:24).
Это действие было хорошо понятно иудеям. Как уже было сказано, в Ветхом Завете неоднократно упоминается омовение (рук, ног или всего тела) в знак очищения от нечистоты. Этой традиции они придерживались и во времена Христа. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;и,придяс торга, не едят не омывшись, — сказано в Евангелии от Марка (Мк 7:3–4).
Жест Пилата отсылает нас к книге Второзаконие. В ней предписывается совершать ритуал омовения рук в случае, если где-то найдено тело убитого человека, и убийца неизвестен. Старейшины и судьи из ближайших городов должны были измерить расстояние от места нахождения тела до своего города. В городе, оказавшемся самым ближним, нужно взять корову («телицу»), которая не работала и не носила ярма, отвести в долину, не распаханную и не засеянную, и там заколоть. И в присутствии священников …все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои надголовоютелицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил[из земли Египетской], и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови» (Втор 21:6–8).Не будучи иудеем, Пилат знал иудейские законы и обычаи. Он прибегнул к омовению рук, чтобы показать, что не причастен к осуждению на смерть невиновного. Что он сделал все, что от него зависело, и теперь снимает с себя ответственность за приговор. Евреи взяли эту ответственность на себя:
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:25).
Таким образом, фразеологизм «умывать руки» восходит не к обряду ритуального омовения вообще, а к конкретному трагическому событию новозаветной истории — осуждению Иисуса Христа на распятие.