Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию

Материал по теме


Томос — это кусок

Томос — это кусок

Недавно Фанар заявил, что отправляет своих экзархов на Украину для подготовки предоставления автокефалии и может даровать томос, пополнив диптих еще одной поместной Церковью. Да что это за слова такие?! – Это «Очень странные церковные слова». Сейчас объясним.

Украина давно уже не является первым пунктом российских новостей, а только одним из многих. Сейчас, если просмотреть, что обсуждают соцсети, сразу видно, что есть и другие актуальные вещи: Трамп, Сирия, пенсионная реформа, Скрипали, санкции, клип Киркорова и Баскова, наконец.

В поле российских церковных медиа до недавнего времени происходило то же самое, достаточно пересмотреть заголовки новостей и статей за последнее время. И когда представители Константинопольского Патриархата внезапно сделали ряд крайне резких высказываний, это сперва ничего не изменило, вплоть до момента назначения в Киев двух экзархов.

Только сейчас многие начинают понимать, что произошло что-то серьезное. Но, как следует из множества обсуждений, люди часто просто не представляют реалии в которых оказались верующие Украинской Православной Церкви.

Потому, мне, прихожанину УПЦ, проживающему в Киеве, хотелось бы показать ситуацию изнутри, из самого эпицентра.

Украина на пороге катастрофы: Чего на самом деле хотят борцы за автокефалию

Дмитрий Марченко. Фото — Ольга Домбровская

Например, сейчас в блогерской среде можно все чаще услышать: «Да дайте им наконец автокефалию, это решит все проблемы!»

Разочарую. Не решит. Давайте посмотрим на эти проблемы честно и без прикрас.

Гипотетическая автокефалия Украинской церкви порой преподносится как лучшее средство от раскола. Те, кто так считают, просто не понимают специфику украинского раскола. Под церковным расколом обычно понимается ситуация, когда от единой Церкви отделяется некая часть духовенства и мирян, как правило по причинам догматическим. Но украинский раскол нельзя сравнить ни с расколом 1054 года, ни со старообрядческим расколом XVII века. Здесь все иначе.

Просто напомню ситуацию. Когда на рубеже 80-90-х годов прошлого века на Западной Украине начались массовые захваты православных храмов со стороны униатов, некоторые представители духовенства решили, что их не тронут, если они останутся православными, но отойдут от Москвы. Во всяком случае, именно так тогда мотивировали свои действия автокефалисты.

Я не стану сейчас пересказывать историю автокефальных «церквей», поскольку за перечислением всех этих «Украинских Православных Автокефальных Церквей», «Украинских Православных Автокефальных Церквей Соборноправных» и прочих «Киевских Патриархатов», их объединений и делений, можно потерять суть.

А суть такова: пара-тройка бывших архиереев РПЦ создают свою совершенно новую иерархию и рукополагают свое совершенно новое духовенство. На сегодняшний день, эти структуры представляют собой деноминации, никак не связанные своим прошлым ни с РПЦ вообще, ни с канонической УПЦ в частности. Таким «прошлым» остается разве что Филарет Денисенко.

Иными словами это даже не раскол, а своего рода этнофилетическая секта. Самым главным отличием этого раскола является отсутствие догматических споров. Богословие здесь вообще не играет никакой роли. Украинских раскольников всех мастей объединяет только одно — филетизм и ненависть к Москве.

Среди верующих УПЦ есть люди разных политических взглядов, но их объединяет главное — вера в Христа. У раскольников же вера вторична на фоне главного фетиша в виде национализма.

Эти люди систематически захватывают наши храмы, избивают наших священников и верующих, натравливают на нас радикальных националистов, клевещут и обвиняют в государственной измене. Потому у нас и вызывает недоумение, когда какой-нибудь околоцерковный публицист внезапно начинает переживать не о судьбе гонимых братьев, а о судьбе их гонителей и предлагает дать УПЦ автокефалию, чтобы создать национально озабоченным личностям с тонкой душевной организацией, так страдающих от одной только возможности поминовения Патриарха всея Руси, комфортные условия для возвращения в Церковь.

Но вот в чем проблема, они по сути никогда и не были в Церкви. То есть речь о возвращении не идет.

Наши священноначалие постоянно подчеркивает: преодоление раскола возможно только после покаяния раскольников. И оно происходит. Отдельные лица время от времени приходят в Церковь с покаянием, и она принимает их. Принимает именно живых людей, осознавших всю беду и грех раскола. И здесь нужно быть реалистом. Всех привести в Церковь не получится. Тем более, из среды полной ненависти. И уж тем более, закрыть глаза и сделать вид, что этой ненависти нет, не получится.

Нам по сути предлагают принять в евхаристическое общение без всяких условий собственных нераскаянных гонителей (а их «духовенство» желательно еще и в «сущем сане»). Тех, для кого раскол это не проблема, а насущная необходимость. Они свою беду не осознают. И проблема этих людей не в том, что они якобы слишком любят Украину, а в том, что они ненавидят Москву больше, чем любят Украину и Бога.

Теперь об автокефальном статусе.

Сама по себе автокефалия, предоставленная РПЦ, не означает ее автоматического признания со стороны того же Константинополя и установления мира. Стоит ли снова напоминать судьбу Православной церкви Чешских земель и Словакии, которая получила автокефалию от Московского Патриархата еще в далеком 1951 году? Фанар не признавал эту автокефалию почти полвека и только в 1998 году выдал собственный томос, после чего константинопольские представители стали вести себя на канонической территории Чешской церкви, как у себя дома. Очевидно, что гипотетическую украинскую автокефальную церковь ждет та же участь. Не говоря уже о любой другой структуре, созданной самим Константинополем, будь то автономия или экзархат.

Эти летом священноначалие УПЦ в лице епископов – участников архиерейского совещания заявили, что существующий статус УПЦ вполне достаточен для совершения миссии среди народа Украины.

Я бы еще отметил, что этот статус единственно возможен в современной ситуации, когда в нашей стране идет братоубийственная война и верующие находятся по разные стороны фронта.

Украинская Православная Церковь совершенно самостоятельна в своем управлении, более самостоятельна, чем некоторые автокефальные церкви. Но, при этом, ее епископат может принимать участие в Архиерейском Соборе всей РПЦ, а Митрополит Киевский — постоянный член Священного Синода Русской Церкви. Такой статус, сам по себе уникальный, позволяет максимально использовать миротворческую миссию Церкви. Отнимать его, значит усугублять проблемы.

Но самый главный вопрос: а сможет ли церковный народ принять автокефалию, которая заведомо означает объединение со своими гонителями, которые теперь могут получить от Константинополя канонический статус? От того самого Константинополя, который ранее неоднократно декларировал поддержку канонической Украинской церкви, а теперь внезапно отказался от своих слов ради собственных амбиций.

Чаще всего речь о том, чтобы «отдать» Украинскую Церковь можно услышать от представителей московской околоцерковной «либеральной» тусовки, чье представление об украинских церковных проблемах строится на фантазиях такой же тусовки, только киевской. Каждый как правило общается с себе подобными. Но автокефальные мечтатели из Киева видят и слышат только себя. Нам же приходится общаться с людьми разных слоев со всей Украины. И с архиереями, и со священниками, с монахами и мирянами. У всех разные взгляды, чаяния, опасения и надежды. Еще раз повторю, все гораздо сложнее, чем видится некогда популярным миссионерам, переквалифицировавшимися в скандальных блогеров и бывших чиновников Патриархии, ставших фрондерами.

Сколько верующих Украинской Православной Церкви выходило на крестные ходы во всех городах Украины в дни Крещения Руси, видел весь мир. Тех верующих, которых сейчас хотят загнать в гетто. Это миллионы живых людей. Тех людей, которые из поколения в поколение живут на этой земле, чьи деды, прадеды пережили гонения и те, кто теперь переживают их сами.

Уступить сейчас гонителям, уступить амбициям фанарских архиереев, уступить тем, кто этих самых архиереев подталкивает к конфронтации, означает лишь одно — отдать Украинскую Православную Церковь, которая и так подвергается гонениям, на полное растерзание.

Как только на территории Украины появится параллельная формально каноническая структура, которая не имеет отношения к Русской Православной Церкви, уже существующая каноническая Церковь может быть просто объявлена вне закона, о чем не раз говорилось представителями власти. И, если до сих пор все захваты храмов считались делом, как минимум спорным с юридической точки зрения, то теперь все захваты получат санкцию государства. И мы с этим не сможем сделать ничего, разве только умереть, защищая свои святыни.

 

Справка об авторе:

Дмитрий Марченко — редактор портала «Православная жизнь». Журналист. Художник. Живёт в Киеве.

 

Читайте также:

Константинополь повторяет ошибки 1920-30 годов, — протоиерей Владислав Цыпин

Константинополь не имеет права вмешиваться в дела Украинской Церкви, которая полностью свободна, — митрополит Киевский Онуфрий

На какие правила ссылается Московский Патриархат в споре с Константинополем?

 

 

Фото Сергея Рыжкова

 

 

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (19 votes, average: 4,79 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Антонина
    Сентябрь 18, 2018 0:08

    Надо покаяние народа,посты не соблюдаются. Покайся народ,храни Веру Православную.

  • Геннадий
    Сентябрь 17, 2018 19:40

    Дмитрий, я с Вами полностью согласен. Отслужили панехиду в другой церкви, тоже кстати РПЦ, и там никто таких вопросов не задавал. Я просто хотел показать, что не стоит однобоко, как в этой статье, освещать ситуацию. К сожалению, неадекватных кругом хватает…

  • Дмитрий
    Сентябрь 17, 2018 15:04

    Геннадий, если какой-то священник не признал благодатными действия УПЦ, то можно же поискать другого, у которого нет филетизма в голове. Есть же и пьющие священники, есть священники пребывающие в разных грехах. Вам отказали? Скажите спасибо и идите к другому, а благочинному напишите что так мол и так, было отказано. Потому что знаю что в экстренных случаях крещением признается когда просто водой окропят со словами крещается раб Божий … во имя Отца и Сына и Святого Духа, и такого человека считают за крещеного. Если есть средства то со смирением согласитесь на заочное отпевание. Вы хотите 40 дневную панихиду, так почему бы не спеть еще один раз? Хуже же не будет. Или бабушка расстроится что ее два раза отпели? Как Вы думаете?

  • Олександр
    Сентябрь 17, 2018 12:44

    «Среди верующих УПЦ есть люди разных политических взглядов, но их объединяет главное — вера в Христа. У раскольников же вера вторична на фоне главного фетиша в виде национализма.

    Эти люди систематически захватывают наши храмы, избивают наших священников и верующих, натравливают на нас радикальных националистов, клевещут и обвиняют в государственной измене. »
    Это прекрасно, Дмитрий. Вы просто не разжигаете ненависть и раздоры. Не вешаете ярлыки. Браво!

  • Олександр
    Сентябрь 17, 2018 12:40

    Какая-то истерика в тексте чувствуется. Что «всё пропало без РПЦ». И что «только с РПЦ». Итак, каждый раз УПЦ МП молится за «единение Церквей». Однако как только вдруг появляется возможность создания единой православной Церкви в Украине — фсё, сразу куча условий и пояснения почему это невозможно.

    • Андрей
      Сентябрь 17, 2018 14:58

      Однако как только вдруг появляется возможность создания единой православной Церкви в Украине — фсё, сразу куча условий и пояснения почему это невозможно. Единая Православная Церковь может быть на Украине и в БелоРуссии и на Псковщине и на Кубани и в Поволжье и Рязане и Сибири ОДНА Русская Православная Церковь и Государство Одно Россия все остальное фальшь

  • Михаил
    Сентябрь 17, 2018 9:55

    Я себе эту проблему просто обрисовал. Есть театральная группа «киевская церковь Филарета», которая к Православным церквям никакого отношения не имеет — нет в ней Таинств, т.к. она не настоящая, есть только имитация. И вот кто-то вдруг решил, что эта театральная группа должна стать частью Церкви… Очевидно, что нельзя соединять новообразование с истинным телом Церкви, это будет как раковая опухоль: она проявится только, когда явно будет нарушаться назначение Церкви, вот только тогда уже может быть поздно иссякать опухоль.

  • Дмитрий
    Сентябрь 16, 2018 18:01

    На пороге катастрофы находится не какое-то отдельное государство…Все человечество рискует скоро оказаться «за чертой невозврата» — духовный фашизм — беда современного человека… Истоки всех бед не в политике и в «кознях врагов отчизны», а в наших собственных душах, ибо раскол не происходит там, где нет «духа мятущегося», духа мира сего..

  • Саша
    Сентябрь 15, 2018 18:24

    Я так зрозумів, що чим ближче до надання томосу тим більше таких статтей буде. Навіщо таке писати і ще більше загострювати ситуацію? Мені здається Бог би цього не хотів. Бог один, а ми робимо сварку. Автор цієї статті досить далекий від істини, особливо щодо так званої «братовбивчої війни». Шкода.

  • Андрей
    Сентябрь 15, 2018 12:30

    а где комментарий мой? вроде как мп рпц призвали всех Православных людей к обсуждению этой проблемы?

  • Геннадий
    Сентябрь 15, 2018 11:18

    «Украинских раскольников всех мастей объединяет только одно — филетизм и ненависть к Москве.»
    Захожу я значит в церковь московского патриархата, прошу отслужить панехиду на 40 дней о бабушке, меня спрашивают, где было отслужено отпевание. Я ответил. Батюшка сказал, что та церковь относится к УПЦ, отпевание не признается и панехиду служить не будут. Надо снова заочное отпевание.
    У меня всё.

  • Андрей
    Сентябрь 15, 2018 10:57

    украина это мятежная область России а на пороге катастрофы находится именно Россия и ее руководство делает все для этого к сожалению и руководство рпц мп сначало разделило Церковь Русскую на не понятные украинские белорусские эстонские церкви тем самым признав раздел Руси а теперь старательно делает вид вид что чем то озабочены….

  • Марина
    Сентябрь 15, 2018 0:54

    Спаси, Господи, люди Твоя…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.