Церковь отстала от времени? — Владимир Легойда отвечает Тине Канделаки и Екатерине Винокуровой - Православный журнал «Фома»
Церковь отстала от времени? — Владимир Легойда отвечает Тине Канделаки и Екатерине Винокуровой

Церковь отстала от времени? — Владимир Легойда отвечает Тине Канделаки и Екатерине Винокуровой

7 мин.
iframe
Код скопирован

На днях журналистка и телеведущая Тина Канделаки опубликовала в своем Телеграм-канале пост, в котором сказала, что Церковь должна уметь говорить с людьми на современном языке, а «вера в Бога не подлежит комсомольской организации». Ее поддержала общественный деятель Екатерина Винокурова. Им ответил Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и главный редактор журнала «Фома».

***

Тина Канделаки

Читаю новости из мира ЕГЭ о том, как школьников перед экзаменом окропляют святой водой или они вместе с учителями участвуют в коллективных походах в церковь. По-моему, такой информационный фон только добавляет иррациональности нашему образованию. Должно быть, школьники считают, что пережить ЕГЭ им поможет только чудо.

К сожалению, окропление святой водой не делает школьника умнее, инициативнее и внимательнее, а жидкая удача есть только в нелюбимом нашими священниками «Гарри Поттере». Кроме того, насаждаемая сверху организованность походов на молебны не имеет ничего общего с доверительными отношениями между человеком и церковью.

Грузия — очень религиозная страна. Она была такой даже при советской власти. Многие устои поменялись, но сила, с которой люди верят в Бога, осталась неизменной. В грузинском кино взаимоотношения простых людей и священников — частый элемент сюжета. У нас, у грузин, церковь — часть общественного пространства. В ней царят любовь, юмор и веселье, которые я свидетельствую каждый год, приходя поучаствовать в крестном ходе на Пасху.

Я христианка и чту церковь, но считаю, что вера в Бога не подлежит комсомольской организации. Церковь должна уметь говорить с людьми на современном языке и двигаться вперед, а не поощрять попытки преподавателей причесать всех школьников под одну гребенку. И да, ЕГЭ все равно ничего не спасет.

Источник: https://t.me/tikandelaki/3494

***

Екатерина Винокурова

На самом деле все это искусственное насаждение религии в школах привело уже и приведет еще к ожидаемому итогу: будет поколение воинствующих атеистов, ну в крайнем случае — адептов малых культов.

Этот тренд усугубляется позицией РПЦ по «Оскорблению чувств верующих», то есть, в переводе на simple русский «посадке за картинки в соцсетях», а также тем, что фронтменами РПЦ последних лет стали Чаплин, Смирнов и тд.

Нельзя насаждать веру, нельзя насильно тащить в церковь.

Моему поколению все это не насаждали. И мы спокойно, без внешнего давления прошли спокойный путь от атеизма и агностицизма к венчаниям, крестинам и так далее.

Я, как прихожанка РПЦ, считаю, что ей необходима серьезная трансформация — примерно как с католицизмом середины 20 века. Церковь — это традиция, но традиция, чтобы выжить, должна идти в ногу со временем. Например, молитвы уже и сейчас многие русскоязычные верующие читают для себя на русском, а не на церковнославянском. А попытка реставрировать систему примерно конца 19 века приведет только к полному обрушению церкви примерно в ближайшие 50 лет.

И вот это «отведи организованно помолиться за успех ЕГЭ» — это и есть отголосок 19 века, не традиция, а ушедшее, не способное к воспроизводству. Традиция же долдна способностью к воспроизводству обладать.

Источник: https://t.me/ekvinokurova/8848

***

Дорогая Катя! Дорогая Тина!

Спасибо вам за эти записи и за то, что вам не все равно.

Да, безусловно, вы правы в том, что веру нельзя навязывать. Это совершенно бессмысленно. «Невольник — не богомольник». Это народ давно придумал, а народ в таких случая не ошибается.

И все же – несколько размышлений еще по теме того, что есть в ваших постах.

Совершенно согласен с Тиной, что в Грузинской Церкви царит любовь, юмор и веселие. Но, поверьте, все это есть и в нашей церковной жизни. Минус неподражаемый грузинский колорит, но это не воспроизводится, сами понимаете.

Дорогая Катя! Что такое насаждение веры в школах сверху? Если преподавание «Основ религозной культуры и светской этики» — то это культурологическая и историческая дисциплина. Она должна быть в школах. Говорю это как вузовский преподаватель с 20-летним стажем. Чудовищное незнание основ культуры и религии. Чудовищное. Как минимум половина экспонатов музеев мира закрыта для наших детей. Потому что непонятна. И это еще не самое страшное.

Если вы про молебны перед ЕГЭ — надо разбираться, что именно и как там происходило. Конечно, молебен не сделает двоечника отличником. Это не магия. Если детей повели с этим чувством, да еще и комсомольски-обязательно — это плохо. А так — христианин всегда, перед любым делом, обращается к Богу. Мы молимся (даже) перед едой. Почему верующий не может помолиться перед экзаменом? Главное, чтобы не вместо подготовки))))

Про язык, понятный миру и про идти в ногу со временем. Единственное, с чем Церковь должна идти в ногу, это Евангелие. Если люди в церкви от него когда-то оторвутся — это смерть. Это уже не Церковь и не вера. А дух времени — да так себе он сегодня, дух времени. Не айс.

Но говорить с людьми надо. Понятным языком и там, где они есть и смогут услышать. Тут вы, безусловно, опять же правы. Но если бы мы этого не делали, я бы вам сейчас это не писал здесь, правда ведь?

Источник: https://t.me/vladimirlegoyda/1542

***

Екатерина Винокурова

Уважаемый Владимир,

Если бы все в РПЦ были бы так открыты к диалогу, как Вы...

По Ростовской ситуации мне видится следующее. Если подросток хочет помолиться о сдаче экзамена — он идет в церковь и молится. Зачем школа решила навязать коллективное мероприятие для молитвы каждого по частному вопросу — тема открытая. Все же молитва — это не выездная экскурсия.

По религиоведению совершенно с Вами согласна. Но вот у нас в школе преподавали в 10 классе «Историю мировых религий», а в 11 «Историю мировой философии» и небольшой курс по основам государственности в конце. Мне представляется такой светский подход без деления детей в светском учреждении на конфессии правильным.

Проблема в том, что Церковь в публичном поле воспринимается подростками как «те, кто сажает за картинки в соцсетях», «кто освящает дорогие тачки», «кто агрессивно желает всем, кто не в строю смерти»(этому способствуют публичные позиции радикалов типа Чаплина и Смирнова), «кто хочет запрещать кино» и так далее. И современный язык - это разворот к людям неагрессивной стороной, а позицией Нагорной проповеди.

И про церковнославянский я тут тоже к тому, что современному человеку(даже взрослому) этот язык просто непонятен. Вводить его изучение в школах бессмысленно и вызовет только большую агрессию.

А ведь Евангелие, для принятия, должно быть понятеым и должно подаваться так, чтобы его воспринимали и хотели принять. К сожалению, все эти ст 148, освящение шикарных машин, требования осудить и покарать работают ровно в обратную сторону: оттолкнуть людей от Евангелия и от Бога. С этой точки зрения православные радикалы, руководство ростовской школы с коллективными молебнами и другие грустные случаи служат Сатане и только ему, увы.

Источник: https://t.me/ekvinokurova/8849

***

Дорогая Катя!

Согласен с Вами по поводу молебна. Но надо разбираться с деталями — как это все происходило. Может, не так и страшно и по-комсомольски.

По поводу преподавания «Основ религиозной культуры». Действительно, были опасения, что выбор одного из модулей (напомню, их 6: Основы православной, исламской, буддийской и иудейской культуры; история религий и основы светской этики) может разделить детей. Мне неизвестны подобные случаи. Наше понимание ситуации позволяет говорить, что опасности такой нет. При этом мое личное мнение, что в нашей стране школьникам стоит последовательно изучить все модули. Православным точно так же полезно знать основы исламской культуры, как и vice versa и т.д.

По поводу того, что думают про Церковь подростки. Вы правы, есть те, кто думает так, как Вы написали. Но есть и другие. Подростки разные. Что касается первых, то они так думают, как правило, из-за того, что где-то про это прочитали или услышали. В этом прочитанном есть доля правды. Но есть и много вранья. И это факт.

По поводу языка богослужения. Я глубоко убежден, что человек должен понимать то, что происходит в храме. Плохо, если это не так. Пи этом я лично выступаю за сохранение церковно-славянскогои как специального языка богослужения. Однако считаю вполне допустимым и даже полезным, чтобы Евангелие, когда его читают на службе, было бы после славянского прочитано на русском.

Церковнославянский — это не старославянский язык, на котором разговаривали наши предки. Это специальный язык, созданный для богослужения. Он очень красивый, богатый и точно не сложнее английского для говорящего по-русски. Знаете, недавно у меня в программе «Парсуна» был Глеб Глебович Глинка, муж Лизы. Я спросил его про язык. Он прекрасно ответил, сказав, что надо идти к Богу, а не тащить Его к себе. Хорошо, когда язык, на котором ты молишься, отличается от бытового языка, на котором ты решаешь самые разные проблемы, ругаешься и материшься… Мне кажется, в этом Глеб Глебович прав.

Еще раз Вам спасибо за неравнодушие. И вообще за все, что Вы делаете.

Источник: https://t.me/vladimirlegoyda/1545

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (26 голосов, средняя: 4,73 из 5)
Загрузка...
3 июня 2019
Поделиться:

  • Ольга
    Ольга4 года назадОтветить

    Олег, простите, если чем-то обидела. Но в последнее время почему-то стало встречаться много нападок на Православие. Эти несправедливые нападки очень огорчают. Добро бы, критика шла со стороны тех, кто не в теме. Но и обе героини статьи, и Вы в храмы ходите.
    Это здорово, Олег, что в вашем плотном графике Вы стараетесь выделить время для молитвы и чтения. У меня тоже плотный график - семья, работа и учеба. И я тоже знаю, как это не легко.
    Я росла в обычной советской семье, а в храм пришла, когда уже выросли дети. Церковно-славянский выучила потихоньку, по молитвослову с параллельным переводом на современный русский - сегодня есть такие издания. Кстати, есть такие же сборники с последованиями богослужения. Если взять его на службу и по нему молиться, то все непонятное становится ясным. И ,главное, воочию убеждаешься, что перевод на современный язык - каким бы качественным он не был - не дает того молитвенного настроения и не несет той поэтичности и образности, которая заложена в оригинале.
    У меня есть знакомая, которая пошла учиться петь на клиросе и учить ЦСЯ в возрасте ,когда уже вроде бы поздно. Но ничего, прошел год - и у нее уже неплохо получается. Смеется - вот на пенсию выйду, будет чем заняться в свободное время)) Вообще ,человек на многое способен даже в более солидных годах - было бы желание.
    Мой папа - по необходимости - впервые сел за руль в 64 года, и вот уже 12 лет сам водит машину. Соседка пошла учиться рисовать после того, как отпраздновала свой 50-летний юбилей . Сейчас ее акварели радуют не только её саму.
    Дядя освоил компьютер, т.к. не хотел уходить на пенсию с любимой работы, а для этого было нужно освоить ПК на уровне уверенного пользователя. Я его за это очень уважаю - лично мне общение с новыми гаджетами дается сложнее, чем ЦСЯ))
    А скамейки...ну где нам их поставить ,если у нас прихожанам и стоять-то негде, особенно по праздникам - места в храмах не хватает? Во всяком случае, у нас в Томске всё именно так. Хотя город небольшой и действующих храмов немало.
    Еще раз простите. Божией помощи всем нам в наших благих начинаниях!

  • Олег
    Олег4 года назадОтветить

    Очень интересно и забавно читать про ленивых и нерадивых) Если Вам повезло еще в юности обратиться к вере, петь на клиросе, не надо обвинять тех для кого ЦСЯ реальная проблема. Некоторые приходят к вере после 30, после 40. Приезжаешь с работы в 9 вечера, ужин, то се и остается часик времени до сна. И эти крохи времени остается только для чтения Евангелия, св. отцов и молитвы. Какое там изучение ЦСЯ...

  • Ольга
    Ольга4 года назадОтветить

    Для Геннадия: непоняно ,почему вы привязываете слово "царь"", произносимое в богослужениях, к личности нашего президента. Да, это слово упоминается, но тогда, когда мы обращаемся в молитве к Царю нашему небесному - Господу Вседержителю. Упоминается это слово и при молитвах святым царям Давиду, Константину, царственным страстотерпцам Николаю и Александре со чадами.
    А при молитве о действующих властях этого нет. В молитвах на каждой службе православные христиане просят "... о благополучии страны нашей Российской, властях и воинстве ея".

  • Ольга Л.
    Ольга Л.4 года назадОтветить

    Забавно читать рассуждения о непонятном в богослужении. Если непонятно - разбирайтесь. Вы же разбираетесь в непонятностях новых гаджетов и не сетуете на их излишнюю сложность?
    Неоднократно сталкивалась с такими рассуждениями и убеждалась ,что те, кто так считают, на самом деле просто не хотят приложить усилия, чтобы понять. Они хотят, чтобы вера была так же удобна ,как любимый диван - и так же обслуживала их потребности.
    Если вы хотите проще - то идите к протестантам, католикам и пр. Только не называйте себя бывшими православными людьми. Бывших православных не бывает. Бывают те, кто не захотел приложить усилий к пониманию нашей веры, не изучал её, но почему-то принял Крещение.
    Но и у мусульман, и у иудеев с детства идет изучение основ их религий, у них многие взрослые люди всю жизнь постигают особенности того ,что является основой их духовного мироустройства.
    А у нас некоторые принимают Крещание, не зная даже Символа веры. Даже небольшие беседы перед Крещением, которые нынче проводят в храмах, для них обуза и ненужная трата времени. А потом начинают предъявлять претензии всей Православной церкви. То есть , налицо все приметы общества потребления, которое нам успешно навязывают последние десятилетия.
    Православные - это те, кто относится к Господу с благодарностью за то, что Он нам даёт, а не только требуют и просят.За веру многие люди не только удобствами, но и карьерой, и даже своими жизнями жертвовали.
    Изучить последовательность и язык богослужения, прочитать хотя бы основы нашей веры - это ничтожная плата за те блага, которые дарованы нам Господом .И, кстати, платы за эти блага Он от нас не требует. Но неужели мы сами настолько неблагодарны?

    • Редакция
      Редакция4 года назадОтветить

      Ольга, вы во многом правы. Единственное, давайте быть мягче и приветлевее? И не стоит так обобщенно говорить о неизвестных вам людях. Тем, кто вырос в Церкви, у кого были хорошие наставники, значительно проще. А человеку, впервые пришедшему в Церковь, выросшему в нерелигиозной семье, все действительно может быть очень сложно. Гаджет осваивается намного легче, чем церковно-славянский язык 🙂

  • Юлия
    Юлия4 года назадОтветить

    Когда в храм ходишь регулярно и когда регулярно читаешь молитвы, этот "непонятный" древний язык становится ясен. Нет, не прост, но проникает в самое сердце. Переводить его на современный русский, все равно, что низводить его.
    Не думаю, что подростков можно насильно куда-то отвести. В нашей школе, по крайней мере, этого нет. Любой выход за пределы школы во внеурочное время оговаривается заранее с детьми и родителями.

  • Олег
    Олег4 года назадОтветить

    Давно нужно ввести службу на современном русском, а не на церковно-олбанском. Во всем мире, наверное 2-3 церкви осталось где служба идет на "мертвых" языках. Поставить лавочки как у греков, встречать и усаживать людей как дорогих гостей, учитесь у протестантов! И да, закон об оскорблении верующих нанес урона верующим куда больше всяких Пусси райот.

  • Дмитрий
    Дмитрий4 года назадОтветить

    "Церковь в публичном поле воспринимается подростками как".....

    Проблема не в подростках - думаю, они зачастую просто повторяют стигмы навязываемые средствами массовой информации и родителями.
    Общество наше как было секулярным, так и осталось вместе со всеми клише из периода открытого гонения церкви и как организации и как "духовного института".

    Обратил внимание, что большое количество скепсиса по поводу РПЦ обычно исходит от так называемых либерально настроенных кругов (удивляет в этом смысле позиция умных, интеллигентных людей, способных к рассуждению)

    Вообще, общество разделено в обществе, как мне кажется, по линии "западники-славянофилы" (она-же, "либеральные и консервативные ценности") - в обществе нет единого духа, а церковь - разменная монета в (зачастую намеренно искажаемой) аргументации

  • Геннадий
    Геннадий4 года назадОтветить

    Уважаемый Владимир (если Вы когда-либо это прочитаете) и читатели журнала, объясните мне, пожалуйста, почему я до сих пор слышу во время службы "Господи, спаси царя" (возможно, не дословно)? Я что-то пропустил из новостей мировой политики и у Владимира Владимировича поменялась должность? Или тексты церковных богослужений после событий 1917 года ещё не успели подкорректировать? Или это такая благочестивая традиция, которая важнее прямой заповеди "Не поминай имени Господа Бога твоего всуе"? Спасибо.

  • Татьяна
    Татьяна4 года назадОтветить

    Право слово, странно слышать от образованных женщин о непонятности языка православного богослужения. Во ВСЕХ церквях мира богослужение проводится на архаичном языке. Или в Грузии оно на языке торговцев с рынка?

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь