Знаем мы этот Запад: секуляризованное общество, музейное христианство, великолепные — и пустые — готические соборы…Примерно с таким настроением обозреватель «Фомы» отправиласьв паломническую поездку по Германии и Франции. И обнаружила, что была не права. В этот раз ей открылась другая Европа.
Сразу сделаю оговорку: в этих местах Германии и Франции я была не впервые. И уже развился внутри эдакий псевдоправославный снобизм: «Ну разве встретишь там живое христианство? На Западе это уже не вера — это культурное прошлое или повод для рождественских скидок». Но я ошибалась. В этой поездке пришлось, во-первых, отказаться от однобоких суждений и понять, наконец: есть в Европе все перечисленные проблемы, но есть и живая вера, и искренние христиане, и многое другое, чего мы с колокольни «правильного взгляда на мир» иногда не замечаем. И, во-вторых, стало очевидно, что в Европе происходит переосмысление ее христианской традиции, например, отношения к святыням. И причина тому, как ни странно, — возрождение веры у нас, в России.
Сначала о секуляризации. Потрясающую картину я увидела в западногерманском городе Трир, в монастыре апостола Мáтфия. (Это один из семидесяти учеников Христовых. По Вознесении Господнем был причтен к двенадцати апостолам, на место отпавшего Иуды Искариотского.) В храм, где лежат его мощи, мы зашли во время службы. Я ждала «привычной» обстановки, когда присутствующих на мессе можно сосчитать по пальцам одной руки. И вот вижу: переполненный храм, сосредоточенные лица, пожилые и молодые люди молятся рядом. Это был не воскресный день, а просто первое мая, светский выходной день в Германии.
Кстати, никто не сделал нам ни одного замечания, когда мы небесшумной толпой прошли через весь собор в крипту, к мощам апостола Матфия.
В размышления о «музейности» я погрузилась по пути в Шартр, городок недалеко от Парижа. В Шатрском соборе хранится одна из величайших святынь христианского мира — Плат Богородицы, покрывавший Ее главу в ночь Христова Рождества. Плат помещен в красивой раме под стеклом, в глубине одной из капелл собора. Вход в нее прегражден узорной решеткой. В прежний визит было очень досадно: проделать огромный путь из России, чтобы даже не попасть внутрь, к Плату, довольствоваться стоянием у врат…
У большинства католиков нет традиции «физического» поклонения мощам и другим реликвиям — того, что у нас называют словом прикладываться. Догматического противоречия в этом вопросе между нами нет — просто на Западе традиция сохранилась не везде, а на Востоке жива повсеместно.
Как бы то ни было, и в этой поездке рассчитывать на большее не приходилось: постоим у решетки и разойдемся… Каково же было удивление, когда навстречу нам с ключами вышел… глава местных католиков, монсеньор Мишель Пансар, епископ Шартрский. Он сам открыл для нас двери капеллы. Оказалось, что ее уже год как открывают, причем именно идя навстречу просьбам православных паломников из России, которых становится все больше. Открытие капеллы стало возможным после переговоров благочинного Западного округа Берлинско-Германской епархии архимандрита Иосифа (Пустоутова).
Епископ лично провел для нас экскурсию в соборе. Он стоял и молился вместе с нами, а потом нашел время ответить на все наши вопросы.
Он рассказал, что в этом году на Пасху в Шартрском соборе было более двух тысяч человек. Что ежегодно в этот собор приходит пеший крестный ход из Парижа. Все участники — студенты парижских вузов, французы-католики. Они собираются вместе и идут девяносто километров, отделяющие столицу от Шартра. Зачем? — «Чтобы хоть немного, хоть в малом, уподобиться ученикам Христовым, следовавшим за Ним по земле».
Епископ говорил и о том, что отношение к святыням на Западе постепенно меняется. Вот, например, теперь можно войти в капеллу, где висит Плат. Более того, чтобы приложиться к мощам, вслед за православными подходят и католики. Несколько раз в этой поездке мне приходилось видеть, как нерешительно и робко, с удивлением и радостью, после наших женщин в платочках к гробницам и ковчегам подходят немцы или французы. Так закрываются «музеи»… Добро пожаловать в реальный мир!
При этом ощущение присутствия в Европе православных христиан действительно усилилось. Например, собор Парижской Богоматери, и без того всегда переполненный туристами, в первую пятницу каждого месяца буквально набит битком. На этот раз из России прибыло три больших автобуса паломников. Еще были жители Балкан, и афроамериканцы, и местные — западноевропейцы… Собрались, чтобы помолиться у Тернового Венца Спасителя, который хранится в этом соборе и раз в месяц выносится на поклонение.
Католическая служба шла своим ходом, очередь к Венцу не иссякала. И вот, по окончании службы, наше священство вдруг запело на церковнославянском языке «Христос Воскресе…» И из разных концов Нотр-Дама пасхальную песнь подхватили десятки голосов. Было удивительно красиво. И радостно. Возможно, пример нашему священству подал Патриарх Алексий, отслуживший в Нотр-Даме молебен. В память об этой службе в соборе теперь висит Владимирская икона Божией Матери. Вокруг нее — несколько больших подсвечников, где с трудом можно найти место для своей свечи. И слава Богу. Удивление приходилось испытывать и в других местах, снова и снова. Что это значит? «Секуляризованная» Европа меняется? Не думаю, что в этом вопросе уместны категоричные суждения. Но… Я совершенно точно не имею права сказать, что нам, русским православным, не нужно смотреть по сторонам, пытаться увидеть красоту веры наших соседей. Тем более, когда есть что увидеть и есть чему научиться. Хотя бы доброте и вниманию…
Сердечно благодарим Паломнический центр св. апостола Фомы в Европе за организацию поездки по святым местам Германии, Франции и Люксембурга.
Тел. в Германии: +49 65 02 30 96; +49 176 842 78 908.
Тел. в Москве: +7 926 328 10 57.
Фото Владимира ЕШТОКИНА