Историк Дмитрий Володихин продолжает разговор о средневековых паломничествах русских на Святую Землю. О хожении игумена Даниила читайте здесь.
Русь хорошо знала и почитала Святую землю издревле. С XI века в Палестину совершались паломничества киевлянами, новгородцами, смолянами…
Но вот пути, по которым шли, ехали и плыли путешественники в святой град Иерусалим, стали опасными. Они и раньше были не вполне безопасны: на паломников нападали разбойники и «сарацины» -- так именовали в старину турок-сельджуков. Однако в древности их все же обороняли воины византийского императора и рыцари-крестоносцы. В XV веке Византия пала, а державы крестоносцев рухнули задолго до того. Святая земля, Малая Азия и Балканы оказались в полной власти у турок-османов. Теперь добраться до Иерусалима стало труднее. Особенно если путь туда начинался на далекой Руси и проходил по землям враждебного Крымского ханства.
И все же тяга к паломничеству на Святую землю была столь сильна, что русские стремились добраться туда, используя любую возможность. Чаще всего ее давала какая-нибудь дипломатическая миссия, направленная в Палестину от имени государя. Поэтому в XVI—XVII веках посещение русскими Святой земли чаще всего связано с правительственными поручениями.
В 1556 году к Ивану IV официально обратился за помощью патриарх Александрийский Иоаким. Он молил дать милостыню древнему Синайскому монастырю св. Екатерины, пострадавшему от турок. В 1558 г. из Москвы, в ответ на призыв Иоакима, было отправлено маленькое посольство, посетившее, среди прочих мест, Иерусалим. После кончины старшего лица в группе, новгородского архидьякона Геннадия, миссию возглавил смоленский купец Василий Позняков. «Хожение», составленное по итогам сего путешествия, приписывают ему, хотя точных данных об авторстве нет.
В «Хожении» Василия Познякова автор горько печалится о разрушениях, произошедших от турок, а также о неудобствах для паломников и поборах, возложенных на них иноверными властями. С безрадостным вниманием он отмечает обильные следы присутствия инославных: коптов, латинян... В России XVI века их считали еретиками. Сам факт, что они имеют какие-то права на пребывание у величайших святынь христианства, вызывал возмущение.
Другое путешествие московских правительственных агентов по Святой земле связано с семейными делами царя Федора Ивановича. У него очень долго не было детей, и вот, наконец, в 1592 году родилась дочь, царевна Феодосия. Известия о прибавлении в семье русского государя были отправлены к иностранным дворам. Особое значение придавалось миссии Михаила Федоровича Огаркова, Трифона Коробейникова и Василия Сыдавного. Представители московского государя посетили Царьград, Антиохию, Иерусалим, а также иноческие обители Египта и Синайского полуострова. Они везли для раздачи фантастически большую «заздравную милостыню» -- более пяти с половиной тысяч «угорских» золотых, а также пушной товар. За такую сумму в конце XVI столетия можно было купить… город средних размеров. Или снарядить армию для дальнего похода. Или построить крепость от первого до последнего гвоздя. Размер милостыни заставляет предполагать, что царь Федор Иванович был уверен во вмешательстве самого Бога, милосердие которого только и позволило появиться на свет долгожданному ребенку. Сумасшедшая радость заставила его раздать столь великую «казну».
В конце 1640-х – начале 1650-х годов, при царе Алексее Михайловиче, начались споры: хорошо ли, что в богослужебном пении и совершении обрядов Русская церковь сильно разнствует с греческой? Закончатся они большой церковной реформа патриарха Никона. Но прежде на Православный Восток был отправлен старец Арсений Суханов, келарь Троице-Сергиева монастыря. Ему следовало обсудить спорные вопросы, относящиеся к богослужению и церковным устоям. Позднее ему велели приобрести множество книг и рукописей для патриаршего пользования, а более того -- для «справы» изданий Московского печатного двора.
Арсений совершил несколько путешествий. В 1651 году он посетил Иерусалим. Представленный им царю и патриарху отчет Арсений поименовал «Проскинитарием» или «Поклонником». Последний состоит из трех частей: «статейного списка» (повествования о посольстве), ряда особого вида статей на тему «О граде Иерусалиме» и пространного сочинения под названием «Како греки церковный чин и пение содержат».
В особых статьях «О граде Иерусалиме» Арсений Суханов создает совершенно необычное, нехарактерное для всей прежней традиции сочинение. Отличие от прежних «хожений» состоит в том, что к традиционному «реестру» святынь и кратким заметках об их состоянии добавляются пространные указания на места в евангелиях, которые связаны с той или иной святыней. Порой автор пересказывает соответствующий кусок из Евангелия, а порой еще и добавляет выдержки из исторических текстов и писаний святых отцов.
Так, общему описанию Иерусалима предпослан большой исторический очерк, посвященный названию города и его судьбе. Подобным образом Арсений Суханов придает древнему жанру «хожения» интеллектуальную основательность, подводит под него богословский фундамент.
В середине 1660-х тот же Арсений Суханов опять ездил на Святую землю и сделал обмеры храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Впоследствии Новоиерусалимский Воскресенский собор под Москвой строился по разборной модели храма Гроба Господня из кипариса, слоновой кости и перламутра, а модель, по которой его возводили, смастерили о обмерам старца Арсения. Вся местность вокруг обители наполнилась евангельской символикой. Холм, на котором воздвигали собор, назвали Сионом, а соседние холмы – Елеоном и Фавором. Ближайшие села обрели названия Назарет и Капернаум. Даже подмосковная речка Истра – там, где она протекала по монастырским владениям, – стала именоваться Иорданом. А ручей, обтекающий монастырский холм, превратился в Кедронский поток.
Патриарх Никон, затеявший это строительство, видел в Москве Второй Иерусалим и пожелал неподалеку от русской столицы устроить собственную Святую землю. Ему хотелось видеть в Московском царстве такой же оплот благочестия, каким была Святая земля в древности.
На анонсе вид на Новоиерусалимский монастырь под Москвой
Смотрите также: