Священномученик Владимир родился в 1892 году в Саратове в семье армянина и лютеранки немецкого происхождения. Воспитывался в лютеранской вере. В конце 1890-х годов семья переехала в Москву. Учился Владимир в Берлинском политехникуме в Германии. Там он впервые познакомился с молодежным христианским движением. Затем поступил на физико-математический факультет МГУ; стал членом христианского студенческого кружка и перешел в баптизм. Делом его жизни стало развитие христианского студенческого движения.
В 1923 году умерла его жена и верная помощница, оставив у него на руках двух маленьких детей. В 1924 году христианское студенческое движение было запрещено, но Владимир Амбарцумов продолжал работать нелегально. Со временем он сблизился с православными христианами, в 1925 году крестил детей в Русской Православной Церкви, а в 1926 году в возрасте 33-х лет и сам перешел в Православие.
В 1927 году он был рукоположен во священника другим будущим святым мучеником епископом Виктором (Островидовым). Служил в Москве. Его неоднократно арестовывали, приговаривали к ссылке. В 1937 году отца Владимира очередной раз арестовали и 5 ноября 1937 года по приговору «тройки» расстреляли на полигоне Бутово под Москвой.
Из христианского движения, в котором участвовал Владимир Амбарцумов, вышел ряд церковных деятелей, а среди его потомков двенадцать священников, два диакона, игумения монастыря, инокиня и учащиеся духовных школ. Внук священномученика Владимира священник Кирилл Каледа — настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских, построенного в Бутово на месте расстрела отца Владимира.
Из материалов допроса:
Вопрос: Вы на следствии 20/IX637 заявили, что категорически отвергаете контрреволюционную деятельность Христианского студенческого кружка в 1920 году. Чем объяснить такую уверенность и гарантию в отношении этой организации и людей?
Ответ: На основании устава этого кружка, как сама организация, так ее члены должны были быть аполитичными. Поэтому я категорически заявляю, что ни сам кружок, ни его члены контрреволюционную деятельности не могли проводить.
<…>
Вопрос: Назовите круг лиц, посещавших вашу квартиру, и расскажите о характере разговоров с ними.
Ответ: О том, что квартиру посещали мои брат и сестра, я уже говорил, а в отношении других показания давать я категорически отказываюсь. Разговоры, которые я вел, носили характер семейно-бытовой, религиозный и научный. Причем должен указать, что эти разговоры не носили политического характера, и я, в частности, считаю, что политические проблемы не являются главными проблемами ни в жизни отдельных людей, ни в жизни общества.
<…>
Вопрос: Ваше отношение к Советской Власти?
Ответ: Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть.
По материалам книг «Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века Московской епархии» и «Священномученик Владимир Амбарцумов, пресвитер Московский».
Подготовили Анастасия ВЕРИНА и Екатерина ПРОГНИМАК