Священник провел в Интернете необычный эксперимент - Православный журнал «Фома»
Священник провел в Интернете необычный эксперимент
Joe Benjamin

Священник провел в Интернете необычный эксперимент

2 мин.
iframe
Код скопирован

«...Проблема с одним подростком. Плохо учится, не запоминает, ведет себя странно, избегает общения с другими детьми и не играет, старается избегать компании, куда-то все время уходит, склонный к уединению. В школе начались проблемы из-за неуспеваемости, учиться почти не может. Что делать?» Такое сообщение московский священник Максим Обухов недавно опубликовал у себя в фэйсбуке.

Священник провел в Интернете необычный экспериментРазумеется, тут же посыпались советы. Люди делились своими соображениями о том, как надо воспитывать подростков, рекомендовали сводить мальчика к психологу, делились полезными контактами, статьями по педагогике и психологии и даже ставили на основании полученной информации медицинские диагнозы.

Выждав паузу, набрав достаточное количество мнений, отец Максим написал очень неожиданное продолжение истории о мальчике: «Дело было лет 600 назад, отрока звали Варфоломей, будущий Сергий Радонежский. Информация о том, что он трудный подросток, взята из жития». И далее он пояснил, зачем ему понадобился этот, как сейчас говорят, «хайп»:

«Цель — расширить взгляд на необычных детей. Дети очень разные, и некоторые могут показаться нам странными, и возникает желание то их переделывать, то лечить или относиться как к ненормальным. Ребенок, который не вписывается в наши представления о норме, не всегда болен. Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) плохо учился, не играл в детские игры, был склонным к одиночеству».

Таким образом, священник продемонстрировал аудитории, сколь часто мы готовы давать советы и «разводить руками чужую беду», даже не попытавшись выяснить все обстоятельства дела.

Священник провел в Интернете необычный эксперимент

Видение отроку Варфоломею (неоконченный вариант). 1989. Холст. Масло, уголь. Источник: Нестеровский музей

У нас в головах существуют некие паттерны, стандарты восприятия тех или иных жизненных ситуаций, и мы этими стандартами друг с другом щедро делимся. Между тем не любые ситуации вписываются в схему. Бывают нестандартные дети, которых взрослые пытаются втиснуть в прокрустово ложе наших представлений о том, каким должен быть ребенок, и начинают бороться с тем, что в эти рамки не укладывается. Подчас это кончается трагически. «Действительно, — добавляет отец Максим, — некоторые люди, в том числе одаренные, могут быть неправильными. Если их ломать или даже просто переделывать, перевоспитывать, то у нас общество обеднеет, станет серым».

На наш взгляд, комментаторы отца Максима (среди которых есть и немало церковных людей) начали рассматривать полученную «задачку» исключительно в светской плоскости. У них даже не возникла мысль о том, что на ситуацию можно взглянуть с христианской точки зрения, что причины странного поведения подростка могут заключаться в особенностях его духовной организации, что несоответствие стандартным параметрам — это не всегда плохо.

А что об этой проблеме думаете вы?

Эксперимент, проведенный отцом Максимом, вам интересен? Как вам кажется, может ли отличаться ребенок из глубоко воцерковленной семьи от своих светских сверстников? В каких случаях эти отличия не должны нас пугать?

Делитесь своими мнениями в комментариях.

 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (45 голосов, средняя: 4,87 из 5)
Загрузка...
14 декабря 2018
Теги:
Поделиться:

  • Елена
    Елена5 лет назадОтветить

    Что-то я не поняла смысла всего этого. Экспериментатор спросил: "Что делать?" (цитата). Люди стали советовать - он делает вывод, что все у нас любят советовать, не разобравшись. Он ждал, что все ответят: "Не знаем. Не разобрались"?
    Что же касается школы, то это не место для общения, а место для учебы. Ребенок не может учиться - ему предлагают "индивидуальный маршрут". Читай: вспомогалку, школу 8 вида. И никакой добрый, мудрый, супервнимательный учитель не сможет тянуть ребенка дальше, если он не умеет читать. Ведь и в Житии прпд.Сергия сказано, что ему помогло чудо. Но учитель-то - не чудотворец. Да, любые дети, умные и глупые, веселые и задумчивые, общительные и замкнутые - все хороши и заслуживают любви. Но не аттестата, на который надо еще экзамены сдать. Так теперь устроено общество. Это не хорошо и не плохо, а вот так. А кстати, в монастырь теперь берут без среднего образования?

  • Ольга
    Ольга5 лет назадОтветить

    А я так и подумала сразу: ну и что, может он потом монахом станет 🙂 Действительно, не всем интересны суетные игры сверстников и знания, которыми пичкают в школе. Я тоже на уроках математики рисовала, а русский сам по себе шел хорошо, я и правила не могла запомнить, просто писала грамотно по интуиции, потому что много читала. Каждый человек индивидуален, у каждого склонность к определенному виду деятельности, свои интересы. Конечно, трудно приходится учителю в школе, он находится в системе, которая всех строит под одну гребенку. Но если ребенок не успевает в школе, надо разобраться. А может его там учитель унижает или дети травят? Или просто не идет у него этот предмет. Это не значит, что он вообще глупый. Настоящую тревогу, как я думаю, может вызвать дерзкое, непослушное поведение ребенка, жестокость, дружба с плохими подростками.

  • Ирина
    Ирина5 лет назадОтветить

    Думается, что всё же границы должны быть какие-то. По заповедям например. Если ребёнок растёт без веры, без Бога, без каких-то моральных традиций, ограничений из семьи унаследованных, то из такого вырастет монстр. Он будет забираь во взрослом своём состоянии всё, что ему не дали в детстве. Любовь, ласку, тепло, материальные блага, но при помощи насилия...Ведь, когда у ребёнка, отличного от других есть поддержка моральная в семье, или просто друг-единомышленник - он не замкнётся. Хотя психология очень тонкая штука. Одно знаю- надо всех любить за то, какие они есть! Благодарю за своевременность затронутой темы. Я всю жизнь старалась стать,
    " как все" и в 60 лет ещё не смогла...

  • Андрей
    Андрей5 лет назадОтветить

    Спасибо большое за статью. Я тоже отличаюсь от сверстников в плане характера,из-за этого даже иногда появлялись мысли,что это я какой-то "не правильный".

  • Лидия
    Лидия5 лет назадОтветить

    Попробуйте объяснить это учителю в школе. У неё 25 ребят, и ко всем требования одинаковые. Кто не дотягивает до них, кому-то из детей скучны эти требования. Это становится проблемой родителей, когда твой ребёнок не похож на других. У меня такое происходило и происходит 4 раза. Радуюсь и благодарю за то, что даёт Бог. Помоги Господи родителям с "не стандартными" ребятишки. Это тяжёлой каждодневный труд.

  • Anonymous
    Anonymous5 лет назадОтветить

    Сына с таким поведением выгнали из школы прямо в первом классе. Сказали, недоразвитый.

  • Алексий
    Алексий5 лет назадОтветить

    Марина Декабрь 21, 2018 11:59, если бы мне все священники твердили 8 лет одно и то же, то я бы, наконец, задумался: может, они-то все правы, а я в своей плаксивой горделивости -- неправ, считая себя таким вот "таинственным", "непонятым" и "к которому низзя относиться на основе паттернов"?
    Если, к примеру, муж изменил жене, абсолютно наплевать священнику -- и Богу -- на основании чего он этого сделал. А муж может изобрести миллиард способов оправдаться, молить священника "вникнуть в ситуацию", а когда тот, совершенно разумно, не станет вникать -- муж уйдёт с мыслями: а, опять поп действует по паттерну.
    Понимаете, да?

  • Марина
    Марина5 лет назадОтветить

    "У нас в головах существуют некие паттерны, стандарты восприятия тех или иных жизненных ситуаций, и мы этими стандартами друг с другом щедро делимся. Между тем не любые ситуации вписываются в схему". Я 8 лет мучаюсь с тем, что священники поступают также... А это ой как непередаваемо плохо сказываетсч на душе.

  • Алла Хлебникова
    Алла Хлебникова5 лет назадОтветить

    Я этот кошмар испытала в раннем детстве на собственной шкуре... Сейчас я пишущий редактор и автор книг, верующая, крещена как Раиса. В школу меня отдали в 6 лет, я уже бегло читала и отличалась неуёмной фантазией. Поскольку программа тех лет (50-е годы) была примитивной, я ее хорошо знала и часто на уроках тянула руку... Учительница "первая моя" меня просто возненавидела за это, считала выскочкой и натравливала на мен весь класс: ставила у доски и просила ребят говорить, кто и что обо мне думает... Ничего хорошего они, конечно, не думали, т.к. я от них здорово отличалась знаниями и это послевоенную толпу ребят, в основном безотцовщину, бесило. Доводили меня до слез чуть ли не ежедневно, и это длилось 4 года! В 5-м классе пришла новая учительница - классный руководитель - и начала за меня бороться с классом! Она справилась! И хотя вела она у нас математику, я в благодарность именно ей, Татьяне Филипповне Моховой, писала маленькие сочинения о природе, оранжевых закатах, нашем озере-пруде (дело было в Ижевске, моем родном городе), обрисовывала их цветочками и дарила ей... Спустя четверть века я приехала в в Ижевск в гости к тетке и нашла ее, уже совсем старенькую. И она к моему приходу достала все эти мои детские опусы, которые хранила всю жизнь... Я растрогалась до слез!.. Упокой, Господи, ее душу с миром и Любовию!

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь