Святые отцы — это кто?

Часто в богословской дискуссии можно услышать фразу «как говорили святые отцы Церкви…». Кто такие эти святые отцы? Сколько их? И почему на них надо ссылаться? Разбираемся в слайдах журнала «Фома».

01

Часто говорят о том, что такой-то святой отец писал по такому-то поводу так и так. Святой отец — это просто священник?

Нет. В православной традиции вообще не принято обращаться так к священнослужителю. К священнику православные, в отличие от католиков, обращаются просто: «отец». А святыми отцами называют тех православных богословов и подвижников, которые, во-первых, сформулировали и выразили в своих творениях учение Церкви, а во-вторых, подтвердили истинность этого учения своей жизнью, достигнув святости.

02

Стоп, что значит «сформулировали учение»? Есть же Библия! Ее разве недостаточно?

Безусловно, Священное Писание содержит в себе полноту Божественного откровения. Однако, помимо Священного Писания, есть еще Священное Предание, которое вбирает в себя весь исторический и духовный опыт Церкви. Можно сказать, что Священное Писание — это зафиксированная как непреложная и богооткровенная истина часть Предания, которое, помимо библейских текстов, включает в себя святоотеческое наследие, аскетический опыт подвижников и многое другое. Мало читать Библию, необходимо понимать, о чем в ней говорится, что из этого следует и как это может быть реализовано в нашей жизни. Это и раскрывают нам святые отцы.

03

А кто определяет, является тот или иной богослов святым отцом или нет?

Церковь. Признание человека святым отцом выражается во всеобщем (соборном) согласии Церкви по поводу его особой роли, при этом статус его как святого отца может не упоминаться в официальных документах, а может и быть зафиксирован, например, в определениях церковных Соборов. Так, в деяниях V Вселенского Собора 553 г. названы имена 12 святых отцов (включая таких известных святителей, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), а VI Вселенский Собор добавил к этому списку еще 13 имен. С течением времени число святых отцов только возрастало.

04

Можно ли сказать, что все богословы — святые отцы?

Нет. Среди богословов, даже весьма выдающихся, были и такие, кто, несмотря на свой вклад в развитие церковного учения, в какой-то момент либо впал в серьезное заблуждение и продолжал на нем настаивать, либо вообще уклонился в ересь. Яркими примерами являются двое ранних учителей Церкви — Ориген и Тертуллиан. Их вклад в богословие весьма велик, но признать их святыми отцами невозможно.

05

Почему, когда начинаются споры о богословии, Церковь всегда велит обращаться к святым отцам? Они что, не могли ошибаться?

Не только могли, но иногда, выражая свое частное мнение, действительно ошибались. Поэтому, чтобы различать личное мнение богослова и те его утверждения, в которых он выражал истинное учение Церкви, был введен принцип «согласия отцов» (consensus patrum), их единодушия по тому или иному богословскому вопросу. Важно понимать: когда Церковь признает человека святым отцом, она имеет в виду в целом согласный церковному учению характер его творений, что не исключает наличия в них отдельных спорных моментов.

06

Святые отцы были только в ранней Церкви? Сейчас уже их не бывает?

Святой Дух живет в Церкви во все времена, и каждая эпоха дает новых святых отцов. В Русской Православной Церкви, например, святыми отцами считают святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, Филарета (Дроздова), которые жили в XIX веке. Из зарубежных святых, соответствующим авторитетом пользуются жившие в XX веке Паисий Святогорец, Иустин Попович, Силуан Афонский и др.

0
4
Сохранить
Поделиться: