Мы собираемся в храмах для участия в богослужениях, а людей, которые их совершают — епископов, священников и диаконов, — называем священнослужителями. Получается, они служат Богу. Но в чем смысл этого служения? И разве всемогущему Богу нужны слуги?

Многие, может быть, удивятся, но — да, Богу действительно нужны люди, готовые Ему послужить. Всемогущему, всеведущему, ни в чем не нуждающемуся Богу нужны те, кто будет исполнять Его волю и возвещать ее другим людям. И подтверждения тому мы находим в самых разных местах Священного Писания, или Библии.

Что же именно говорит об этом Библия?

В книге Исход Господь повелевает Моисею: Пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3:10). Как ни страшится Моисей такой миссии, сколь ни сомневается в своих способностях совершить вверенное ему дело, но ему приходится идти в Египет и исполнять Божие поручение.

Пророк Исаия в начале своей книги описывает видение — Господь ищет, кого бы направить к людям возвестить Его волю: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия откликается: вот я, пошли меня (Ис 6:8), — и Господь поручает ему идти проповедовать, говорить и не умолкать, возвещать людям (в том числе вельможам и царям) очень нелицеприятные подчас вещи.

Пророка Иеремию Бог призвал к служению еще до его рождения: Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятилОсвящение в ветхозаветной терминологии связано с обособлением, отделением человека, когда Бог избирает его из многих для служения Себе. — Прим. ред. тебя: пророком для народов поставил тебя… Ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер 1:5, 7).

Книга пророка Ионы повествует о безуспешной попытке ее героя уклониться от Божия поручения проповедовать в НиневииНиневия — древняя столица Ассирии, один из самых могущественных городов древнего мира, находился на территории современного Ирака. — Прим. ред.. Жители Ниневии вели порочную жизнь, и им предстояло услышать из уст пророка грозные слова: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена! (Иона 3:4). Иона боялся, что ниневитяне попросту убьют его за такие речи, и пытался бежать… от лица Господня (Иона 1:3), но Тот устроил события так, что пророк оказался в Ниневии и был вынужден проповедовать ее жителям. Которые, кстати, вняли его проповеди, покаялись и оставили свою безобразную жизнь. И наказание было отменено!

Священники говорят, что служат Богу. Но разве Богу нужны слуги?
Ветхозаветные первосвященник, священник и левит. Иллюстрация: THE HISTORY OF COSTUME By Braun & Schneider

Служителей избирал для Себя и воплотившийся Бог Иисус Христос. В Евангелии от Марка сказано, что Христос взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мк 3:13–15).

Во всех этих (и многих других) местах Священного Писания мы видим: Господу нужны те, кого Он мог бы посылать на проповедь и другие угодные Ему дела, будь то освобождение евреев от рабства, исцеление недужных или, например, раздача пищи голодным (ср., напр., Мф 14:15-21). Бог нуждается в людях, готовых служить Его пророками, Его посланниками, по-гречески — апостолами (греч. ἀπόστολος и значит «посланник»).

Но зачем? Ведь Он всемогущий!

Бог действительно всемогущий, и Он в силах сделать всё, что ни пожелает. Но Ему угодно, чтобы всё, что касается людей и их духовной жизни, устраивалось тоже через людей. Через посредников, готовых добровольно действовать от имени Бога и открывать Его людям.

Всем в мире Господь управляет, все держит под неусыпным контролем, недаром одно из имён, которым Его принято называть, — Вседержитель. Но в гигантской Вселенной, послушной своему Творцу, Он намеренно сохранил такое пространство, в которое не вторгается без приглашения, в котором Ему не угодно распоряжаться полновластно, как распоряжался бы хозяин.

Это пространство — сердце человека.

Человек, созданный по образу и подобию Божию, сотворен свободным: он сам выбирает, подчиняться Богу или плыть по течению своих собственных влечений и решений. Свобода воли — базовое, фундаментальное свойство человека, без него никаких людей и не было бы, а были бы роботы (возможно, очень симпатичные и послушные).

Не будь человек свободен, он не мог бы и любить. Любовь —принципиально свободное действие человеческой души: заставить полюбить — невозможно. А ведь любовь — это главное, что нам открыл Господь о Себе Самом. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем, пишет святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин 4:16), и это есть, по словам нашего современного святого Иустина Поповича (ǂ1979), «самое великое и точное благовестие Нового Завета». А если Бог есть любовь, то и человек, созданный по Его образу и подобию, призван быть любовью. Это значит в том числе и то, что он принципиально свободен.

Поэтому Господь не входит в человеческую жизнь явным, несомненным для всех образом. Он лишь легонько стучится в сердце каждого человека: Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). И еще — ищет тех людей, которые сами захотят быть Его посланниками, вестниками Его воли. Добровольцев, которые в какой-то момент своей жизни познакомились с Господом, полюбили Его и хотели бы стать посредниками между Богом и остальными людьми, чтобы и им рассказать о Боге, и их познакомить с Ним. Так, действуя через Своих служителей, — предельно тактично, смиренно и кротко — Господь побуждает всех людей, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян 17:27).

Вот зачем и вот в каком смысле Ему нужны служители.

Но разве апостолы служили Иисусу Христу? Он же Сам сказал: Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями (Ин 15:15)

Смотря что называть служением. Апостолы, безусловно, заботились о своем Учителе, Которого любили всем сердцем. Например, в Евангелии от Иоанна рассказывается, как, проходя через СамариюСамария — территория, разделявшая Иудею (южную часть Палестины) и Галилею (ее северную часть). Во времена земной жизни Иисуса Христа была заселена потомками языческих племен, чья религиозная вера была, с точки зрения иудеев, поврежденной. — Прим. ред., ученики отлучились в город купить пищи, пока Спаситель присел отдохнуть у колодца (Ин 4:6, 8). А о женщинах, сопутствовавших Христу и апостолам во время их передвижений по Палестине, в Евангелии прямо сказано, что они служили Ему имением своим (Лк 8:3), то есть, как объясняет блаженный Феофилакт Болгарский (ǂ1107), жертвовали часть своих доходов на нужды апостольской общины.

В самой этой общине, вероятно, тоже существовало определенное распределение «обязанностей» между учениками. Например, апостол Петр как старший из учеников «отвечал» за безопасность Учителя. Когда за Христом пришли стражники, именно он схватился за меч и ранил одного из слуг первосвященника, Малха, отрубив ему ухо, которое Спаситель тут же заживил (Ин 18:10; Лк 22:50–51). Об Иуде Искариоте известно, что он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:6), — то есть отвечал за материальную сторону жизни апостольской общины. Были, видимо, свои «послушания» и у других учеников.

Но слугами Господа в прямом смысле этого слова они, конечно, не были, и если называли себя впоследствии рабами Иисуса Христа (как братья Господни Иаков (Иак 1:1) и Иуда (Иуд 1:1)), то только по глубокому смирению перед Ним.

Беседуя с учениками во время Тайной Вечери, за считанные часы до ареста и менее чем за сутки до распятия, Спаситель называет их «не рабами, но друзьями», и объясняет: раб не знает, что делает господин его; но Ясказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). Господь посвящает Своих учеников в самые сокровенные тайны, в суть Своих взаимоотношений с Богом Отцом (Я в Отце и Отец во Мне; Ин 14:11 и др.). Он дает им Самого Себя, Свои Тело и Кровь, в таинстве Причащения. Прежде чем возлечьВ те времена, следуя обычаю римлян, в Иудее было принято принимать пищу не сидя, а полулежа, опираясь на левую руку на вечерю, Он моет им ноги и специально обращает внимание на это вопиющее несоответствие всем иерархическим нормам: …кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий (Лк 22:27). И тут же объясняет, в чем дело: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин 13:14).

Ученики то и дело порывались разобраться, кто из них главнее. А Господь настойчиво втолковывал им: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:42–45). Вот в этом-то вся суть: Господь воплотился как человек и пришел на землю вовсе не для того, чтобы принять от сотворенных Им людей почести и призвать их к Себе на службу. Он Сам пришел послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Пришел послужить делу спасения людей, прожить тяжелую человеческую жизнь, потерпеть унижения, издевательства, бичевание и страшную смерть на Кресте — и, воскреснув, открыть людям путь к спасению от греха и смерти. Как сформулировал это апостол Павел, Сын Божий уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:7–8).

А служение апостолов Христу было естественным проявлением их любви к Нему, добровольным послушанием, следованием Его воле. Он отправлял их проповедовать, исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых — и они с любовью подчинялись (ср.: Мф 10:8). Уже воскреснув, Он сказал им: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28:19–20) — и они отправились исполнять это поручение, повсюду создавая христианские общины и созидая Церковь.

Служение апостолов Христу было не чем иным, как проявлением любви и послушания Ему. Ведь Он Сам сказал: Кто хранит Мои заповеди и исполняет их, тот и любит Меня (Ин 14:21; Новый русский перевод Международного библейского общества).

Какое отношение это все имеет к современным священникам?

Самое прямое. Все священнослужители Православной Церкви — прямые преемники апостолов, продолжатели их дела и наследники того же благодатного пастырского дара, который две тысячи лет назад вручил апостолам Сам Христос. Явившись им после Воскресения, Он произнес: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21–23). А на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда Господь уже вознесся на Небо, на учеников сошел Дух Святой и утвердил их в апостольском служении.

Из книги Деяния святых апостолов мы знаем, что дары Духа Святого имелись не у одних лишь двенадцати апостолов. Какими бы энергичными и бесстрашными людьми они лично ни были, но основывать по всем странам и континентам христианские общины и управлять ими в одиночку апостолам было бы не под силу. Поэтому они ставили по местам преемников — епископов и пресвитеров, передавая им полученные дары Святого Духа через молитву с возложением рук на их головы.

О факте передачи дара апостольства упоминает и апостол Павел. В послании к своему ученику Тимофею он говорит: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим 1:6).

Священники говорят, что служат Богу. Но разве Богу нужны слуги?
Билалова З.С. Реставрация иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов». Конец XVIII века. Невьянск.

Эта цепочка рукоположений протянулась от апостольских времен до наших. Все священнослужители Православной Церкви приступают к своему служению не иначе как через таинство Священства, когда епископ возлагает на их головы руки и призывает на них благодать Божию, «всегда немощное врачующую и оскудевающее восполняющую». На каждой из ступеней священства Господь дает разные дары: епископ получает власть управлять земной Церковью и совершать все церковные таинстваТаинство — особое священнодействие, в котором Господь при содействии епископа или священника воздействует на человека и подает ему тот или иной благодатный дар, существенным образом человека изменяющий и приобщающий к вечной жизни. Церковь выделяет семь таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование) и Священство. — Прим. ред.; священник совершает все таинства, кроме рукоположения; диакон организует практическую сторону богослужения и помогает священнику. Все эти дары Духа Святого — те же самые, которые получили две тысячи лет назад сами апостолы. Недаром Церковь именуется Апостольской: в ней действует та же благодать, которая наполняла апостолов, и она несет то же служение, которое завещал Своим ученикам Христос: проповедует (идите, научите все народы…), совершает таинства (…крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа) и наставляет в христианской жизни (…уча их соблюдать все, что Я повелел вам).

Именно в этом смысле священнослужители служат Богу. Но с не меньшими основаниями мы можем сказать, что и Бог служит Своей Церкви — так же, как Он служил людям во время Своей жизни на земле! Он касается нас через таинства и по-прежнему исцеляет, просвещает, отпускает грехи, а главное — дает нам под видом хлеба и вина Самого Себя — истинную пищу и истинное питие (ср.: Ин 6:55).

Православное богослужение часто создает ощущение, что служить Богу — значит класть множество поклонов, бесконечно долго молиться и совершать целый ряд других церемоний и обрядов

Православное богослужение сформировалось под сильным влиянием обычаев, принятых в царском дворе Византии раннего Средневековья. Христос мыслился прежде всего как Царь Небесный — и казалось естественным воздавать Ему как минимум те же почести, что и земному императору. Отсюда и велеречивые богослужебные тексты, и торжественные выходы со свечами и кадильницами (а также с целым набором других богослужебных принадлежностей, задействованных, скажем, в архиерейском богослужении), и пышные одежды священнослужителей. Это традиционная форма богослужения, за которой стоит, повторим, чрезвычайно почтительное отношение к Господу.

А вот смысл богослужения полнее всего проявляется в центральной из церковных служб — Божественной литургии. Именно ради литургии существует и сам храм: все остальные молитвы и таинства можно совершать в любом месте, а литургия служится обязательно на освященном престоле и на специальном матерчатом плате — антиминсе, в который с древних времен было принято вшивать мощи кого-то из святых.

В сердцевине литургии — Евхаристия, величайшее таинство христианской Церкви, в котором Господь дает верным Ему людям приобщиться к Себе максимально близко, в прямом смысле слова соединиться с Собой. Христиане вкушают под видом хлеба и вина истинные Тело и Кровь Христа, принимают Его в себя — не только духовно, но и физически, так что Бог начинает жить и действовать в теле и душе человека, и одновременно человек сам становится Его частью: не случайно таинство Евхаристии называют еще Причащением.

А по-гречески Евхаристия значит — благодарение. Все центральные, самые важные молитвы литургии сводятся именно к благодарению Бога за все, что Он для нас сделал: сотворил мир и нас, дает нам все необходимое для жизни, просвещает нас через Священное Писание. Главное же — за то, что ради нас Он Сам пришел в этот мир, сделался человеком и принес Себя на Кресте в жертву за все грехи, которые люди совершили и, к сожалению, продолжают совершать по сей день. Во время литургии мы благодарим Бога за Его удивительное и жертвенное служение Своему творению, людям, которых Он же Сам создал. И это главный смысл православного богослужения: Бог служит людям, а люди благодарят Его — отдают Ему свое сердце и любовь. Ничего другого они отдать и не могут; ведь, как возглашает священник в один из центральных моментов литургии, воздымая над престолом освящаемые хлеб и вино: «Твоя от Твоих Тебе приносяще», — принести Богу мы можем только то, что и так принадлежит Ему.

Если Сам Христос служит людям, то священники разве не должны поступать так же?

Безусловно, должны. Да служение Богу и немыслимо без служения ближнему. Христос говорил об этом постоянно. Заповедь о любви к Богу Он соединял с заповедью о любви к ближнему, а в притче о Страшном Суде ясно показал, что невозможно угодить Богу, оставаясь равнодушным к нуждам ближнего. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, — говорит Спаситель тем, кто милосердно относился к голодным, больным, нищим, заключенным. А те, кто ничего не сделал для сих меньших, наследуют муку вечную, даже если считают себя неплохими людьми, которые никому не причинили никакого зла (ср.: Мф 25:31-46).

Фигура священника символизирует в Церкви Самого Христа, и это должно выражаться во всем: и в его поведении, и во внешности, и, конечно же, в стремлении жить по Христу. Который — вспомним еще раз апостола Павла — уничижил Себя Самого… смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Фил 2:7, 8). Который пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Который целиком отдавал Себя страждущим людям, искавшим от Него исцелений и помощи, так что и есть им [с апостолами. — Прим. ред.] было некогда (Мк 6:31), и так по-человечески уставал, что умудрялся заснуть даже на борту лодки в штормившем море (ср.: Мк 4:38).

И проповедь, и совершение таинств, и духовное руководство — все то, чем призваны заниматься священники, — это служение людям не в меньшей степени, чем Богу. Самому Богу не нужны от людей никакие услуги. Но ему нужны человеческие руки, сердца и уста, чтобы спасать все новых и новых людей от греха и вечной смерти, чтобы рассказывать им о свете, чтобы заботиться о тех, кто страдает, и приводить их к Богу.

Каждый христианин вправе предложить Богу свои руки, сердце и язык. Каждый призван послужить Богу и ближнему своими талантами и способностями. Уникальность священнического служения — в том, что священник получает от Господа дар не просто рассказывать людям о Боге, но подводить их непосредственно к Самому Богу, в немыслимую близость к Нему, подавать людям в таинствах благодатную помощь Самого Бога, соединять их с Господом так, чтобы Тот получал возможность действовать на человека уже не извне, а изнутри. Поэтому священники служат и Богу, и людям одновременно. Иначе это служение просто не могло бы состояться.

1
0
Сохранить
Поделиться: